Пальчиковая гимнастика для детей

Главная » Детям » Пальчиковая гимнастика для детей

Комплексы пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста. Часть 1

Надежда Субботина
Комплексы пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста. Часть 1

Цель: Развитие силы рук. Предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений.

Каждый комплекс состоит из четырёх видов упражнений:

• Упражнение для определённого пальца руки

Цель: Знакомство с названиями пальцев.

• Массажа

Цель: Оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

• Пальчиковая гимнастики

Цель: Способствуют формированию «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка.

• Потешки (игра).

Цель: Формируют и совершенствуют чувство ритма, создают благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребёнок увлекается игрой и с интересом выполняет все движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность потешек развивает умение слушать и понимать. Определённый ритм учит слышать рифму, делать ударения, делить слова на слоги

При дальнейшем усложнении в комплексах используются игры с предметами, способствующие формированию ручных умений

Комплекс №1 «Дружные пальчики»

1. УПРАЖНЕНИЕ – ЗНАКОМСТВО С ПАЛЬЧИКАМИ «Пять маленьких братцев»:

Поочерёдно разгибать сжатые в кулак пальцы в соответствии с текстом. Повторить на другой руке.

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец – боковой –

Называется большой.

Палец второй – указчик старательный,

Не зря называют его указательным.

Третий ваш палец как раз посредине,

Поэтому средний дано ему имя.

Палец четвёртый зовут безымянный,

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье, братец младший – любимец.

По счёту он пятый – зовётся мизинец.

2. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Пальчики здороваются»:

Пальчики правой руки по очереди «здороваются» с пальчиками левой, похлопывая друг друга кончиками.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Кто сильнее?»:

Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулаки как можно сильнее. Затем расслабляют пальцы и разжимают их.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулаки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

Комплекс №2 «Помощники»

1. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА:

Дети сжимают правую (левую) руку в кулак. Вытягивают большой палец, сгибают и разгибают его.

Палец очень удивлялся,

Как он главным оказался?

Мы-то знаем хорошо –

Потому что он большой!

2. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ МАССАЖА КИСТЕЙ РУК «Стираем платочки»:

Мама и дочка стирали платочки

Вот-так, вот-так.

(правая рука – в кулак, растираем левую ладонь; затем меняем руки)

Мама и дочка полоскали платочки

Вот-так, вот-так.

(растирать ладони)

Мама и дочка отжимали платочки

Вот-так, вот-так.

(правой рукой «отжимаем» левую руку, затем наоборот)

Мама и дочка сушили платочки

Вот-так, вот-так.

(стряхиваем пальцы)

3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:

«Стол» (левую руку сложить в кулачок. Сверху на кулак опустить ладошку правой руки. Локоть правой руки – параллельно полу. Менять положение рук):

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

«Стул» (к нижней части тыльной стороны левой ладошки приставить кулачок с подвёрнутым большим пальцем. Менять положение рук):

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

«Человечки» (Обе руки – кулаки, большие пальцы вверх - человечки):

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли человечки погулять.

4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Мы посуду сами мыли»:

Наши руки были в мыле.

(имитируем мытьё рук)

Мы посуду сами мыли,

(имитируем мытьё посуды – правая рука – в кулак, левая – раскрыта. Кулаком правой руки «трём» ладошку левой руки)

Мы посуду мыли сами –

(кулаком левой руки «трём» ладошку правой руки)

Помогали нашей маме!

(раскрыть ладони от себя)

Комплекс №3 «Играем в прятки»

1. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ СРЕДНЕГО ПАЛЬЦА:

Дети сжимают правую (левую) руку в кулак. Вытягивают средний палец, сгибают и разгибают его.

Средний палец выгнул спинку –

Как он гнётся хорошо!

Средний палец самый длинный,

Только всё же небольшой.

2. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ МАССАЖА КИСТЕЙ РУК «Спрячь руки»:

Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди. Насыпьте в глубокую миску крупу. Прячем там руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулаки, пошевелить пальцами.

3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:

«Дом» (ладони параллельно друг другу, пальцы направлены вверх, соединить кончики пальцев обеих рук друг с другом):

Мы построим новый дом.

Дом с крылечком и окном.

«Замок» (ладони параллельно друг другу, пальцы направлены вверх, скрестить пальцы обеих рук между собой):

На двери весит замок.

Кто его открыть не смог?

Мы замочком повертели,

Мы замочек покрутили

И открыли!

«Улитка» (кулаки обеих рук положить на стол. Высовывать указательный палец и прятать его обратно в кулак):

Прячет в домик очень прытко

Свою голову улитка.

(повторить со средним пальцем).

4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Прятки»:

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот-так, вот-так.

И головки убирали.

(сгибать и разгибать пальцы)

Комплекс №4 «В лесу»

1. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ УКАЗАТЕЛЬНОГО ПАЛЬЦА

Покажите пальцем Дети сжимают правую руку в кулак

Зайца, Вытянуть средний и указательный пальцы.

Книжку, Две раскрытые ладони сложить рядом.

Мышку и Ладони прикладывают к макушке.

Орех. Сжимают кулак.

Указательному пальцу всё известно лучше всех. Вытягивают вверх указательный палец.

2. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МАССАЖА РУК «Шёл медведь к себе домой»:

Кисть одной руки положить на стол ладонью вниз, развести пальцы. Другой рукой указательным пальцем по очереди прижать каждый ноготь, сдвигать палец, катая его на подушечке влево – вправо. На каждую строчку – нажимать на один палец.

Раз морозною зимой

По дороге по прямой

Шёл медведь к себе домой.

Подкосились его ноги,

И упал он на дороге.

Другая рука:

Теперь думает медведь:

«Плохо ел я свой обед

И лежу теперь без сил,

Потому что мало сил

Я на зиму накопил».

3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:

1. «Деревья» (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы):

В поле дерево стоит,

Ветер ветки шевелит.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо!

Первые две строчки – покачать руками из стороны в сторону, на последние две – вниз-вверх, не сгибая пальцы.

3. «Птичка летит»

И. п. : руки расположить перед собой (ладонями к себе, большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – «крылья». Помахать ими:

Птички – невелички по небу летели.

Сели – посидели, дальше полетели.

4. «Гнездо», «Птенчики в гнезде»

Пальцы правой руки собрать в «щепоть» - это «птенцы». Левой рукой сбоку обхватить пальцы – это гнездо. Попеременно чередовать положение рук:

Вот птенцы, а вот – гнездо,

Всем птенцам в гнезде тепло.

4. ПОТЕШКА "Белка":

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Воспитатель и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

Комплекс №5 «Игрушки»

1. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ БЕЗЫМЯННОГО ПАЛЬЦА:

Дети кладут правую (левую) руку на стол ладонью вверх, сгибают и разгибают безымянный палец.

Руку мы на стол положим,

Повернём ладонью вверх.

Безымянный палец тоже

Хочет быть не хуже всех.

2. УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ МАССАЖА КИСТЕЙ РУК «Найди игрушку»:

Насыпать в глубокую миску крупу, спрятать туда игрушку и предложить детям найти её. Можно спрятать несколько игрушек. Доставать их, называть и вспомнить стишок.

В горшок насыпали фасоль

И спрятали игрушки.

Теперь мы ручкой достаём

Забавные зверушки.

3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:

«Зайчик» (пальцы в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны):

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет –

Веселит своих зайчат.

«Коза» (ладошка внутренней стороной – вниз. Указательный палец и мизинец выставить вперёд и двигать в разные стороны; средний и безымянный прижать к ладошке и обхватить большим):

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами.

«Мышка» (средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец, согнутые в дуги, прижать к среднему и безымянному):

Серенький комок сидит

И бумажкой всё шуршит.

4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «Лужок»:

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот

(загибать поочереди пальцы)

На зелёный на лужок.

(указательным пальцем правой руки обвести круг по левой ладони)

Приходи и ты дружок.

(ладони повёрнуты к себе, сгибаем пальцы – зовём к себе)

maam.ru

Пальчиковая гимнастика для детей младших групп

Любовь Наумова
Пальчиковая гимнастика для детей младших групп

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Я надеюсь, что стихи и игровые движения понравятся Вам и вашим детям, подарят радость общения и принесут ощутимую пользу.

Это я

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали, вытрем лоб!

(Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом)

Семья

(С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вместе дружная семья

Гномики

Жили-были гномики (Указательным и большим пальцем показываем размер)

В расчудесном домике. (Ладони сложены в виде крыши)

Папа-гном дрова рубил, (Ребром кисти ударяем о ладонь)

Гном-сынок их в дом носил, (Хватательные движения руками)

Мама-гномик суп варила, (Кисти округлены, шарообразные движения)

Дочка-гном его солила, (Пальцы сложены в «щепотку»)

Гномик-бабушка вязала, (Имитируем вязание на спицах)

Гномик-тетушка стирала, (Потираем ладошки друг о друга)

Дед – окошко открывал,

Всех знакомых в гости звал! (Обоими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)

Теремок

Стоит в поле теремок (Ладошки соединяем домиком)

Дверь закрыта на замок (пальцы сомкнуты в "замок")

Из трубы идет дымок (сомкнуть пальцы в колечки)

Вокруг терема забор (руки перед собой, пальцы прямые и сомкнутые)

Чтобы не забрался вор.

Тук-тук-тук

Тук-тук-тук (кулачок стучит по ладони)

Открывайте, я ваш друг! (руки развести в стороны)

Радуга

Посмотрите: радуга над нами, (Нарисовать рукой над головой полукруг,маховое движение)

Над деревьями, (Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)

Домами, (Руки сложены над головой крышей)

И над морем, над волной, (Нарисовать волну рукой)

И немножко надо мной. (Дотронуться до головы)

Зима

Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз)

Улицы и крыши. (Руки «домиком»)

Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки)

Мы её не слышим… (Рука за ухом)

Новогодний праздник

- Здравствуй, Дедушка Мороз!(Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза)

Что в подарок нам принёс? (Руки вперёд ладонями вверх)

- Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши)

Сладости, игрушки. (Вертим кистями)

Как на горке снег, снег.

Как на горке снег, снег (Встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой (Приседаем)

И на елке (Встаем, руки в стороны)

И под елкой Обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь (Пальчик к губам)

Тише, тише, не шуметь (Шепотом, поворачиваясь в разные стороны)

Игрушки

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч»)

Пирамидку собираю (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку»)

На кроватке мы поспали, (Руки под щёку)

Вещи в уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи»)

Мы на посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой)

И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой)

Домашние животные

Вот, убрав царапки,

Кошка моет лапки. («Моем руки»)

Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу)

На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки)

Капустка

Мы капустку рубим-рубим, (Движения прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капустку солим-солим, (Поочередное поглаживание подушечек пальцев)

Мы капустку трем-трем, (Потирать кулачок о кулачек)

Мы капустку жмём-жмём. (Сжимать и разжимать кулачки.)

maam.ru

Комплекс пальчиковой гимнастики для детей 4–7 лет

Ольга Давыдова
Комплекс пальчиковой гимнастики для детей 4–7 лет

В. А. Сухомлинский писал:

"Чем больше уверенности в движении детской руки,

тем ярче речь ребенка,

чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее".

Нельзя не согласиться с этим высказыванием.

Пальчиковая гимнастика средняя группа

Пальчиковая гимнастика Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май июнь июль

Дождик

Дождик, дождик поливай

(указательным пальцем постукивать по ладони другой)

Будет хлеба каравай

(образовать перед собой круг руками)

Будут булки, будут сушки

(похлопывать поочередно одной ладонью другую)

Будут вкусные ватрушки

(соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг)

у п з

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу. у п з

1. Мы капусту рубим

Мы капусту рубим рубим,

(«Рубим капусту» на поверхности стола)

Мы капусту солим, солим,

(обе руки сложены щепотью и «солят»)

Мы капусту мнем, мнем

(сжимаем и разжимаем кулаки)

А морковку трем, трем

(Трем ладони друг об друга)

Все перемешаем

(перемешиваем в горизонтальной плоскости)

В бочки набиваем

(Ладонь на ладонь, «уминаем» капусту, руки прямые)

В погреб опускаем

(в таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол ладони)

Эх, вкусная капуста. у п з

Дедушка Мороз

Закрывайте окна,

Закрывайте двери.

(Соединяем ладошки вместе)

Закрывайте уши,

Закрывайте нос.

(Закрываем ушки, нос)

Ходит, бродит по дорогам

Старый дедушка Мороз!

(Ходим указательным и средним пальцами)

Щиплет уши, щиплет нос,

Щиплет щёчки дед Мороз.

(Щипаем названные части тела). у п з

Снежок

Раз, два, три, четыре

(загибаем пальчики)

Мы с тобой снежок лепили

(«лепим» снежок)

Круглый, крепкий,

(чертим руками круг)

очень гладкий

(одной рукой гладим другую)

И совсем – совсем не сладкий

(грозим пальчиком)

Раз – подбросим

(подбрасываем)

Два – поймаем

(приседают, «ловят»)

Три – уроним

(встают, «роняют»)

И … сломаем.

(топаем) у п з

«Дикие животные».

Ёж, медведь, барсук, енот

(поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного. Правая рука)

Спят зимою каждый год

(В обратном направлении).

Волка, зайца, рысь, лису

(поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного. Левая рука)

И зимой найдёшь в лесу.

(В обратном направлении). у п з

Тесто

Тесто ручками помнем

Сладкий тортик испечем

(сжимаем и разжимаем пальчики как будто мнем тесто)

Середину смажем джемом

А верхушку сладким кремом

(круговые движения ладошками по плоскости стола)

И кокосовую крошкой

Мы присыплем торт немножко

(сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)

А потом заварим чай

В гости друг – друга приглашай.

у п з

«Подснежник»

Вырос цветок на весенней полянке,

(Неплотно соединяют ладони)

Нежную голову робко поднял.

(Поднимают руки перед собой)

Ветер подул - он качнулся неловко,

(Покачивают ладонями перед собой)

Вперед и назад, налево, направо

(Вперед и назад, налево, направо)

у п з

«Пчела»

Прилетела к нам вчера

(Машут ладошками)

Полосатая пчела

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза

(На каждое название насекомого загибают пальчик)

Как фонарики глаза.

(Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам)

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

(Опускают руки). у п з

Пальчиковая гимнастика старшая группа

Пальчиковая гимнастика сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь июль

«Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел. у п з

Осень, осень

(трем ладошки друг о друга)

Приходи!

(зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень

(трем ладошки друг о друга)

Погляди!

(ладони на щеки)

Листья желтые кружатся,

(плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.

(ладони гладят по коленям)

Солнце нас уже не греет

(сжимаем и разжимаем кулаки)

Ветер дует все сильнее

(синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы

(«птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится

(барабаним пальцами то по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем

(имитируем)

И ботинки обуваем

(топаем ногами)

Знаем месяцы

(ладони стучат по коленям)

Сентябрь, октябрь и ноябрь.

(кулак, ребро, ладонь).

у п з

Дружба.

Дружат в нашей группе пальцы рук соединяют

Девочки и мальчики. в замок (несколько раз)

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять пальцы с мизинчика поочередно

Начинаем мы считать. соединяют друг с другом

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями) у п з

«Пирог»

Падал снег на порог.

(2 раза медленно опускают ладони на стол.)

Кот слепил себе пирог.

А пока лепил и пек,

(Прижимают ладонь к ладони

«лепят» пирог.)

Ручейком пирог утек.

(«Бегут» пальчиками по столу).

Пирожки себе пеки

Не из снега – из муки.

(Прижимают ладонь к ладони

«лепят» пирог.)

у п з

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку) у п з

Компот

Будем мы варить компот,

(Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».)

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(Опять «варят» и «мешают».) у п з

«ПТИЧКИ»

Эта птичка – соловей,

(Загибают пальцы на обеих руках.)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан.

(Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам.

(Машут обеими руками, как крыльями.) у п з

По полянке мишка шел

(пальцы одной руки шагают по ладони другой)

И в бочонке мед нашел

(царапающие движения пальцев одной руки по ладони другой)

Лапкой мед он доставал,

(надавливание на центр ладони указательным пальцем другой руки)

Язычком его лизал.

(круговые движения указательным пальцем по центру ладони другой руки)

Нету меда!

(крепко сжать кулаки)

Где же мед?

(выпрямить напряженные пальцы)

Ищет мишка – не найдет.

(ладони на щеках. Качаем головой)

Нужно обязательно

Мишки быть внимательным.

(указательными пальцами обеих рук стучим по коленям в ритме фразы) у п з

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне

(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье

(Ритмично двигать пальцами вместе - врозь)

Дружно дают под землей корешки.

(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести). у п з

Пальчиковая гимнастика подготовительная группа

Пальчиковая гимнастика Сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май июнь июль

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин.

(Дети «разламывают» апельсин.)

Много нас,

(Показывают 10 пальцев.)

А он один.

(Показывают 1 палец.)

Эта долька — для ежа.

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра.

(Загибают пальцы левой руки.)

А для волка — кожура.

(Бросательное движение правой рукой.)

Он сердит на нас — Беда!

(Сжимают кулаки и прижимаем их к груди.)

Разбегайтесь — Кто куда!

(«Бегут» пальцами по столу.)

у п з

«ОСЕНЬ»

Ветер по лесу летал,

(Плавные, волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

(Загибают по одному пальчику

на обеих руках.)

Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.) у п з

«Птичка»

Птичка летала,

Птичка устала.

(скрестить ладони рук)

Птичка крылышки сложила,

(сделать замок)

Птичка перышки помыла.

(вращение замком)

Птичка клювом повела

(выпрямленные соединенные мизинцы изображают клюв)

Птичка зернышки нашла.

Птичка зернышки поела,

(соединенные мизинцы стучат по столу)

Снова крылышки раскрыла,

Полетела.

(скрещенные ладони делают взмахи)

у п з

«ПОДАРКИ»

Дед Мороз принес подарки:

(Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Буквари, альбомы, марки,

(Загибают пальцы начиная с левой руки.)

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок полмешка

И пушистого щенка!

Гав! Гав!

у п з

«Гости»

К Жене гости прибежали,

(Пальцы бегут по столу.)

Все друг другу руки жали.

(Рукопожатие.)

- Здравствуй, Жора!

Здравствуй, Жанна!

- Рад, Серёжа!

-Рад, Снежана!

(Пальцы по очереди здороваются с большими пальцами обеих рук.)

- Не хотите ль пирожок?

(Из ладоней сложить пирожок.)

- Может, коржик?

(Показать раскрытые ладони.)

- Иль, рожок?

(Пальцы сложить в виде рожка.)

Вот драже вам на ладошку,

(Постучать по ладони одной руки кончиками пальцев другой руки)

Всё берите понемножку.

(Двумя пальцами – большим и указательным, большим и средним и т. д. - осторожно брать драже)

С ручек все стряхнули крошки

(Энергично встряхнуть кистями рук).

И захлопали в ладошки. у п з

«Зимние забавы»

Лепим мы из снега ком,

(Дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом.

(Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)

Звери будут в доме жить,

(Хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить

(Соединяют руки в «замок») у п з

Мама

Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)

Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх) у п з

«ВЕСНА»

Иди, весна, иди, красна,

(Дети пальчиками «идут» по столу.)

Принеси ржаной колосок,

(Загибают по одному пальчику на, обеих руках, начиная с мизинца).

Овсяный снопок

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край. у п з

«ШКОЛА»

В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу.)

Там друзей себе найду, (Загибают по одному пальчику.)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду. (Грозят указательным

пальчиком правой руки.)

у п з

maam.ru

Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду в стихах. Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

Любая мама переживает о развитии своего ребенка и старается найти оптимальную методику для своего малыша. Дети пяти лет еще не обладают большой усидчивостью, поэтому все нужно преподносить в очень увлекательной и лучше всего игровой форме. Одним из таких методов развития является пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет. Хотя метод довольно новый, в садиках на самом деле его используют уже очень давно. Наши предки применяли гимнастику вместе со стишками по типу «Ладушки» и т.п., хотя взаимосвязь кисти и умственного развития тогда еще не были доказаны.

Чем особенна пальчиковая гимнастика?

пальчиковая гимнастика для детей 5 6 лет

Маленькие дети очень восприимчивы к тактильным контактам. Они более доверительно относятся к своим чувствам и способны познавать мир крошечными пальчиками, просто трогая различные предметы. И познания эти начинаются с самого рождения. Такой способ, как пальчиковая гимнастика, прошел путь в сотни лет, оставляя после себя отличные результаты.

В первую очередь такая методика направлена на развитие мелкой моторики, которая, в свою очередь, влияет на речь, воображение, наблюдательность, внимание, память и готовит кисть к письму. Взаимосвязь между мелкой моторикой и развитием этих способностей уже давно доказана учеными. И пальчиковая гимнастика для детей в детском саду стала обязательной.

Когда начинать заниматься с малышом?

Уже в четыре месяца кроха начинает с интересом хватать игрушки. С этого момента он учится познавать мир новым для себя способом – тактильно. Занимаясь с ребенком пальчиковой гимнастикой, мама поможет ему быстрее научиться контролировать пальчики и значительно скорее услышит первые слова своего малыша.

Сначала гимнастика будет больше на маме: приговаривая стишки, нужно загибать и разгибать пальцы, поворачивать их и т.п. Следующим этапом станут игрушки с крутящимися деталями, бусинки и т.д. А ближе к году малыш начнет сам выполнять простые движения. Самой популярной и старой разминкой является «Сорока-ворона». Она знакома каждому с детства и стала уже реликвией, которую передают из поколения в поколение.

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

Кора головного мозга человека регулирует и координирует буквально все процессы, происходящие в организме. Особенно важную роль она играет в процессах высшей нервной деятельности и психологических функций. Другими словами, именно кора помогает человеку приспосабливаться к изменениям окружающей среды, иметь чувства и т.п.

Кора головного мозга имеет так называемые проекции. При раздражении того или иного участка происходит сокращение мышц в определенной зоне. Таким образом, было обнаружено, что треть коры, расположенной в непосредственной близости к речевому центру, связана с кистью.

Во время выполнения гимнастики происходит активация речевой зоны, которая стимулирует развитие восприятия речи и воспроизведение ее самостоятельно. Дети до 6 лет даже во время игры любят озвучивать игрушки и их действия. Кроме того, упражнения сопровождаются стишками, развивающими память и позволяющими фантазировать, придумывая новые комбинации. Развивается способность выстраивать цепочки «слово-действие». Например, стишок про ползущую гусеницу сопровождается соответствующими движениями пальцев. Ребенок может выдумывать новые образы и движения, как бы иллюстрируя рассказы. Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет, кроме всего вышеупомянутого, поможет отдохнуть пальчикам и сделает почерк ребенка более красивым.

Нужно ли это ребенку? влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

Нет сомнений в важности данного процесса. Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет поможет легко развить творческие способности. В таком возрасте ребенку легче усваивать информацию посредством игр. Мама может самостоятельно придумать стих, сопровождаемый действиями пальчиков, который поможет справиться с проблемой ее малыша. Например, при нежелании делать зарядку можно использовать стишок о пальчиках-спортсменах:

Встали утром пальчики (все пальчики следует вытянуть),

Стали приседать – раз, два, три, четыре, пять (сгибаем поочередно каждый пальчик),

Потянулись мальчики, стали танцевать (вращательные движения пальцами),

Не ленитесь, пальчики, вставайте же опять (повторяем движения).

После того, как даже пальчики выполнили разминку, вряд ли малыш откажется и сам немного размяться.

Сейчас рынок детских игрушек заполнен всеми возможными трансформирующимися роботами, летающими феями, разговаривающими куклами, что негативно влияет на развитие фантазии и воображения. А пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет в стихах позволит восполнить этот пробел.

Эстетическое воспитание ребенка

Одно из важнейших условий взаимоотношений, общения, понимания – речь. И чем правильнее она поставлена, чем объемнее запас слов человека, чем культурнее он умеет выражаться, тем легче ему влиться в общество.

А начинается развитие этих факторов в детстве. В 18 лет человек сможет подкорректировать свою речь, но изменить ее в корне уже будет невозможно. К сожалению, не все родители способны уделять много внимания чтению, которое оказывает на речь самое благоприятное влияние, и дать ребенку культурный круг общения. Поэтому пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет, в детском саду в стихах выученная, способна внести огромный вклад в будущее малыша и дать старт его эстетическому воспитанию.

Влияние на здоровье пальчиковая гимнастика для детей 5 6 лет в детском саду в стихах

Не только на развитие влияет пальчиковая гимнастика. Для детей 5-6 лет она способна стать помощником в борьбе с болезнями. В этом возрасте дети начинают больше контактировать друг с другом и, соответственно, больше болеть.

На кисти находится много точек, которые связаны с отдельными органами и в целом стимулируют иммунную систему. Выполнение гимнастики пару раз в день значительно снижает болезненность ребенка.

Психологическое равновесие

Ребенку долгое время сложно контролировать свои эмоции и поддерживать равновесие в отношениях тела и разума. Малышу довольно тяжело объяснить, что он чувствует, чего он хочет и как к чему относится. Это выливается в истерики, которые, в свою очередь, доводят до нервных срывов родителей, вызывают нарушение сна ребенка и в целом делают его чрезмерно возбудимым.

Пальчиковые гимнастики для детей 5 лет помогут избежать таких прецедентов. Ребенку станет легче не только объясняться с взрослыми, но и контролировать свои эмоции. Дети становятся более уравновешенными и спокойными. Также замечено, что при выполнении спокойной гимнастики перед сном достигается более полный отдых.

Акупунктурные точки кисти

Японцы являются специалистами в достижении внутреннего равновесия и использовании скрытых ресурсов своего организма при помощи массажа активных точек. Многие врачи берут эту теорию за основу. Взаимосвязь между определенными точками и органами доказана многими учеными. На кисти акупунктурных точек очень много, и исследователи установили влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка посредством стимуляции этих самых точек.

Так, массаж большого пальца способствует активации головного мозга. Поэтому перед началом любых занятий нужно выполнить гимнастику с упором на большой палец, и ребенку будет намного проще сконцентрироваться и запомнить новую информацию.

Для этого используйте стишок про друзей:

Пальцы сжимаем в кулаки, оттопыривая большие.

«Встретились два друга у старого колодца» - поочередно один палец «обнимает» второй.

«Вдруг где-то грохот раздается» - стучим пальцами по столу.

«Разбежались друзья по своим домам» - прячем пальцы в кулак.

«Не станут гулять больше по горам» - каждым пальцем нажимаем на суставы четырех других пальцев.

Использование пальчиковой гимнастики в детском саду

пальчиковая гимнастика для детей 5 6 лет в стихахС 4 до 6 лет детский сад активно подготавливает детей к школе. Вводятся новые занятия, детям дают задания на дом, учат писать, считать. С письмом детям оказывается особенно трудно, так как окончательное формирование кисти происходит в 13 лет, мышцы недостаточно развиты, и правильно держать ручку очень сложно.

Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду, в стихах преподнесенная, помогает улучшить гибкость суставов и развивает мышцы кисти. В результате ребенку становится легче справиться с удерживанием ручки, он способен вылепить красивые фигурки с мелкими деталями и т.п.

Стишки для паузы между занятиями

Во время занятий кисти детей очень устают из-за непривычного напряжения мышц. Поэтому очень важно делать небольшие перерывы, иначе задание будет выполнено очень неаккуратно. пальчиковая гимнастика для детей 5 6 лет в стихах красивые

  1. «Мы писали…». Это самый распространенный прием, использующийся в школах и садиках. Стих: «Мы писали, мы писали. Наши пальчики устали. Пять минут мы отдохнем и опять писать начнем». Сопровождается потряхиванием кистей. Это позволяет расслабить мышцы и снять умственную усталость.
  2. "Катится горошек по тропочке в лесу (катаем ручку или карандаш между ладоней), Хочет очутиться он в ласковом пруду (пальцами поглаживаем ладошки), Катись сюда, катись скорей («зазываем» пальцами горошек к себе), Покормим всех в лесу зверей (соединяем пальцы кисти с большим, словно клюв уточки)".
  3. "За синим бором, далеко (пожимаем ладошки, словно здороваемся), Дают коровки молоко (сжимаем ладошки, словно доим корову), Летают бабочки кругом (потряхиваем расслабленными кистями), И лев там дружит со слоном (ладошкой обнимаем кулак). Бегут волчата по лугу (пальцами «бежим» по столу), Хотят повыть все на луну (указательным и большим пальцами делаем круг)".

Такая пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду поможет снять напряжение, расслабиться умственно и физически.

Стишки для развития воображения

Для развития фантазии поможет «волшебная» пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет в стихах. Красивые рифмы вызовут в воображении ребенка картинки, а необходимость закончить фразу поспособствует развитию творческого мышления. Дети должны сами подобрать слова на место пропущенных. Начиная со слов, постепенно можно довести пропуски до целых строк.

На крыльях (бабочка) летела («летаем» ручками),

Дарила каждому цветы.

Пыльцой дышать она любила (ладошками гоним к себе ветер),

Воображеньем добрым (слыла).

Но с неба вдруг посыпал (град) (стучим ногтями по ладошкам),

Воды полился водопад.

Подбило крылышки бедняжке (постукиваем пальцами по тыльной стороне ладони),

Кружат над нею злые (пташки).

Но спас принцессу ручеек,

Унес на лодочке (поток).

Не стоит сразу говорить ребенку нужный вариант или поправлять его, если он придумал что-то свое. Дайте волю детской фантазии и поощряйте к выдумыванию новых вариантов при каждом занятии.

Где и когда заниматься разминкой для пальчиков?

Пальчиковая гимнастика для детей в стихах имеет целый ряд преимуществ перед другими методами развития.

  1. Ее всегда можно взять с собой, ведь никаких дополнительных материалов не нужно. Только воображение малыша и небольшая помощь мамы.
  2. Огромное разнообразие. Каждый день можно выдумывать новые варианты одного и того же стихотворения.
  3. Развивает сразу несколько навыков. С помощью гимнастики ребенок может научиться счету, разработает гибкость рук, что улучшит его почерк. Подборка рифм положит начало творческому развитию.
  4. Помогает отвлечь ребенка.

 пальчиковая гимнастика для детей 5 6 лет в детском садуУстроить занятия можно где угодно. В длинной очереди вы избежите истерик, в дороге пальчиковая гимнастика для детей в стихах избавит от постоянных вопросов «ну, когда уже?». Сейчас стало модно занимать ребенка планшетом. Но с помощью планшета родители помогут ребенку только «убить» время. Даже развивающие приложения не оказывают того влияния, что гимнастика для пальчиков, ведь они работают только в одном направлении. И не забывайте, что интерактивные игрушки и гаджеты угнетают способность детей к воображению.

Если у вас тяжело с воображением и составлением рифм, вы можете просто рассказывать своему ребенку историю, сопровождая ее движениями рук и массажем кистей. Возьмите ладошки вашего малыша в маршрутке и, водя пальцем по ладони, расскажите ему маршрут пути. Останавливайтесь в некоторых моментах, дайте ребенку возможность участвовать в составлении маршрута. Например: «Мы вышли из… дома, дошли ножками до… остановки, сели в маршрутку номер… 24». Пальчиковая гимнастика для детей 5-6 лет совсем не обязательно должна сопровождаться стишками и прибаутками.

Любую сказку можно инсценировать при помощи пальчиков. Можете дать ребенку возможность самому придумать, как изобразить героев или подскажите ему:

  • птичку можно изобразить, сложив ладошку в «клювик»;
  • пчелку покажет указательный палец, «летающий» по кругу;
  • козочку - оттопыренные указательный палец и мизинец;
  • домик - сложенные в крышу ладошки.

 пальчиковые гимнастики для детей 5 лет

Также вы можете использовать театр теней. Детям этого возраста очень интересно наблюдать за тем, как оживают его ручки, преображаясь в картинки. Это потребует от ребенка усилий: сложить непослушные пальчики по картинке довольно тяжело. К теням тоже можно придумать сказку или взять уже существующую, например, про ледяную избушку лисички.

Даже простое поглаживание ладошек перед сном, массаж пальчиков способствует развитию кистей. И, кроме того, сделает маму с ребенком намного ближе друг к другу.

Заключение

Пальчиковая гимнастика для детей 6 лет – это своеобразная база, залог успеха во всех начинаниях. Писать ребенок будет красивее и тверже, чтение дастся без труда, подготовится память, что очень важно в школе.

Занятия очень простые и не требуют никакой педогагической подготовки. Любая мама может самостоятельно заниматься со своим ребенком перед сном или просто на прогулке. Всего пара минут - и ребенок станет на один шаг ближе к успешной учебе.

fb.ru

Смотрите также