Пальчиковая гимнастика для детей 2 3 лет

Главная » Детям » Пальчиковая гимнастика для детей 2 3 лет

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

2010г.

               Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.  

              Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!  

               Так что же такое пальчиковые игры? Все помнят стишок из детства: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…». Так учителя  проводили физкультминутки на уроках в начальной школе. Этот стишок и есть прообраз пальчиковых игр.

              По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их малышам  и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.                                                    

             Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать.

             Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

            Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

             Я надеюсь, что стихи и игровые движения понравятся вам и вашим детям, подарят радость общения и принесут ощутимую пользу.                                

«Перед нами елочка:        сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки,        показывают кулачки

Иголочки,        указательные пальцы

Шарики,        пальцы сжимают в круг

Фонарики,        показывают «фонарики»

Зайчики,        показывают «ушки зайца»

И свечки,        прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды,         прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки».        ставят средний и указательный пальцы на колени

«Кот на печи         стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке         показывают как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята         поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят,        и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят.        показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едет».        щелкают зубками

«Мы вот так, мы вот так,                «мнут тесто» руками

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так,                  пальчики вместе, движение рук от себя и к себе

Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой,                       широко в стороны развести руки

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой,                       поглаживание ладошек по очереди

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек                         движение «пекут пирожки»

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте,                           руки вытягивают вперед, ладонями вверх

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще,                      манят к себе

Очень, очень просим!»

«Курочка - рябушечка        не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла,        пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

- Раз, два, три, четыре, пять!       загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять:                     грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!»       загибают пальчики на другой руке

«Вот как наши ребятишки                            дети «скребут» пальчикам по бедрам

Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Ш – ш – ш…»         трут ладошкой о ладошку

«Этот пальчик мой танцует.        дети стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует.        делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет,        стучат безымянным по бедру

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка,                царапают мизинцем по ноге

Коготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок,                прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку                    сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте,                   сжимают пальцы в кулачок

Спите, пальцы, засыпайте!»

(при повторе выполняются движения другой рукой)

1. Как в лесу на кочке                       выпускают пальчики из кулачков

Расцвели цветочки.

Пр.: Цветики, цветики,                    «фонарики»

Цветики цветочки – 2р.

2. С ветерком шептались                трут ладошку об ладошку

Солнцу улыбались.                          кивают головками 

«Падал снег на порог.        дети плавно опускают руки сверху вниз

Кот слепил себе пирог.        показывают как пекут пирог

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.        делают волнообразные движения руками

Пирожки себе пеки        грозят указательным пальцем

Не из снега – из муки».        покачивают пальцем из стороны в сторону

«Сорока – белобока        дети на ладошке «варят» кашу

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,                                 поочередно загибают пальцы  с мизинца

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!        показывают большой палец

Ты воды не носил,        грозят указательным пальцем большому пальцу

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!        разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой,        сжимают пальцы в кулак

Иди в угол и постой!»        указательным пальцем показывают на угол

«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,         имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек,           «крошим хлеб»

Поиграли снова в  ладушки – ладошки!           хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками,            одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку…           руки положили на колени

Как они устали - ладушки – ладошки!»            поглаживание рука об руку

«Девочки и мальчики!                           вытягиванием руки в стороны, машем крыльями

Совсем как попугайчики.

Крылышками помашите,

Хохолками потрясите,                          наклоны головы вправо-влево

Друг на друга посмотрите,                   поворачиваются к соседу и смотрят в глаза

В джунгли вместе полетите,                руки в стороны, машем крыльями

На пальму опуститесь,

Крылышками встряхните!»

«На лесной лужайке                          показываем «ушки зайчика»

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали,                              хлопки

Ножками топали,                               топают ногами

Ушками махали,                                 делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук

Выше всех скакали.                           прыжки на двух ногах

Глазками глядели,                              руки к глазам «хлопаем глазками»

Песенку пропели:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!                           болтаем руками

Ля-ля-ляйки!

Ах, какие мы веселые зайки!»

«Есть у киски глазки               показывают свои глазки

Есть у киски ушки                   показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки,                  сжимают и разжимают кулачки

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись         грозят пальчиком

Не царапай деток,

Брысь!»                                     хлопок в ладоши

«Утром рано я встаю, свою песенку пою,

И со мною дружно в лад подпевают сто ребят!            руки вверх, расставив пальцы

Подпевают сто ежей,              руки в замок, большие пальцы соединены, остальные прямые

Подпевают сто ужей,              соединены ладони, волнообразные движения

И поют ее зайчата,                   «ушки зайчика»

И поют ее лисята,                    «лисьи лапки»

Под землею старый крот        прищуривание глаз, «мордочка крота»

Эту песенку поет.

А в берлоге медвежата,           руки в стороны, переваливание с ноги на ногу

А в болоте лягушата,              «лягушачьи лапки»

Очень важный бегемот          выставление вперед живота, руки на животе

С удовольствием поет.

Даже страшный крокодил     соединив ладони, расставив пальцы, «пасть крокодила»

Эту песню разучил!

Промурлыкала нам кошка     «кошачьи лапки»

Песню, сидя на окошке.         кладут голову на «лапки»

Слышишь,                                указательный палец вверх

Как под нашей крышей          руки над головой, «крыша домика»

Эту песню поют мыши?         «мышиные лапки»

Утром рано мы встаем,

Хором песенку поем».

       «Наши девочки и наши мальчики                          руки на поясе

          Ловко прыгают, как мячики,

          Головой слегка качают

          И красиво приседают.

          Ручками хлопают вот так, вот так,

          Ножками топают вот так, вот так,

          Кулачки сжимают вот так, вот так,

          Ладошки раскрывают вот так, вот так.

          На ладошки мы подуем,

          Наши пальчики разбудим                                   шевелят ими

          Наши пальчики проснулись                                кисти вверх

          - Мы проснулись, мы проснулись                   сгибают пальцы

          И друг другу улыбнулись.                            соединяют пальцы

          Стали пальцы обниматься                                  руки в замок

          Стали пальцы целоваться      касаются подушечками пальцев

          А потом и баловаться.                                         фонарики

          Подошла Ладошка                                    выставление ладоней

          И сказала: - Крошки!                                  шевелят пальцами

          Хватим вам играть, хватит баловаться            взмахи кистями

          Надобно трудиться!                                            руки вместе

          - А мы хотим резвиться!                                    фонарики

          Но тут пришел Кулачок,

          Пальцы спрятались                                            кулачки

          Молчок                                                               палец к губам

          - Так вот они какие, наши пальцы озорные!

          Маму-Ладошку не слушают,

          Папу-Кулачка  огорчают!

          - Ай-я-яй, стыд и срам!

          Пальчики не стыдно вам?

          Пальцы спрятались в подмышках

          И тихонько там сидят.

          Им, конечно, очень стыдно

          Маму с папой обижать.

          Ладно, пальцы, выходите,

          На ребяток поглядите      руки в стороны

          Поглядели, поглядели, сразу же повеселели            фонарики

          - Будем, будем мы трудиться                             руки соединили

          А потом, уже резвиться!»                         хлопают по коленям

«Ах, как жутко на лесной лужайке              руки, на щеки, покачивание головой

Бедному игрушечному зайке                        «ушки зайчика»

Кружится над зайкой стрекоза                     руки в кулаки, выставив указательный и      

                                                                         средний пальцы, быстро ими шевелить

И глядит, глядит во все глаза.                      «глаза стрекоза»

И пчела все уши прожужжала,                     приставляют пальцы к ушам – «не слышать»

У нее ужаснейшее жало.                              руки в кулак, выставление указательного пальца 

И жуки рогатые ползут                                руки на колени, перебирание пальцами

Ахнуть не успеешь                                       взяться за голову руками

Загрызут.                                                        пощекотать кого-нибудь рядом

Бегают по зайчику мурашки                        быстро перебирать пальцами по груди

Ах, как страшно зайчику-бедняжке.           «ушки зайчика»

  1. «Пальчиковые игры для детей» - С.О.Ермакова., 2009 г.
  1. «Забавы для малышей» - М. Ю .Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.
  1. «Озорные пальчики» - муз.занятие И.В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.
  1. «Пальчиковые игры для малышей» - Д.А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.  

nsportal.ru

Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей 2-3 лет.

Игры и упражнения

                      для детей                                

                         2-3 лет.

Где же наши ручки?

Где же наши ручки?                                       Вытягивают ручки вперед ,                                                                                                                                      Где же, где же наши ручки?                              Показывают руки.                                                                                            Нету наших ручек.                                         Спрятали ручки за спину
Вот, вот наши ручки ,                                   Опять показывают ручки.
Вот наши ручки.

«Кулачки»

Кулачки сложили,                                     Сложить кулачки обоих рук                                                                                          Кулачками били.
Тук-тук!                                                     Бьют кулачками.
Тук-тук!
Тук-тук!                                                                  «Очки»

Бабушка очки надела                             Колечки подносят к глазам ,                                                                           И детишек разглядела.
И детишки очки надели,                        Дети повторяют действия за воспитателем.
Бабушку разглядели. 

«Дождик, дождик»

Дождик, дождик,                             Дети повернули ладошку кверху и                                                                                               Кап, кап, кап….                               Указательным пальцем имитируют                                                                                     Мокрые дорожки.                            Капельки дождя.
Все ровно пойду гулять,
Пусть промокнут ножки,                

«Пароход»

Пароход плывет по речке,                    Дети обе сложенные ладони  поворачивают влево и  вправо,                                                                                                    И пыхтит он словно печка:                      повторяют за взрослым: «Пых..»                                           
Пых, пых…

«Надоели нам дожди»

Дождик, дождик! Подожди!       Дети по очереди поворачивают ладошки кверху и пальцами другой руки имитируют                      

 Надоели нам дожди!                                                       капельки дождя, повторяя за взрослым: «Кап, кап»

Ты по крышам зачастил,
Ребятишек разбудил.

«Ладушки, ладушки»

Ладушки, ладушки,
Пекла мама оладушки,                         Дети хлопают в ладошки и повторяют слова: «На-на-на»
Маслом поливала,
Деткам давала:
«На-на-на»

                                                              «Рыбки»
Рыбки весело резвятся,
В чистой тепленькой воде.                    Имитировать движения в соответствии с текстом,
То сожмутся,                                           повторяя за взрослым слова текста.
Разожмутся,
То зароются в песке.

«Ноги ходят по дороге»

Большие ноги -                           Четыре пальца правой руки постукивают по левой руке, дети повторяют текст                     Шли по дороге.                                                     за взрослыми.                                                                                                                            
Топ- топ- топ..
Маленькие ножки-
Побежали по дорожке

«Еду к деду, еду к бабе»

Еду, еду к бабе, к деду                          Дети катают карандаш между ладонями
На лошадке                                         и повторяют слова за взрослыми: «Гоп-гоп-гоп»                                                                                                                    
В красной шапке,
По ровненькой дорожке,
На одной ножке
Гоп- гоп- гоп…                                                 «Катя гуляет»

Раз, два, три, четыре, пять.                     Дети катают карандаш между ладонями.                                                         Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
Катя по дорожке идет
Топ- топ- топ..

                                                                         «Белка»
Я – белка в шубке меховой,                 Дети проводят ворсом кисточки по ладошке
Пушистый хвост – 
Помощник мой,
Он помогает мне скакать
Везде успею побывать.
Прыг-скок, прыг-скок.

«Пришла весна»

Как на лугу, лугу,                      Дети проводят ворсом щетки по наружной кисти от кончиков пальцев до запястья,     По зеленому лугу                     повторяют за  взрослым слова текста.
Разливается вода,
Расстилается трава,
Расстилается трава,
Трава шелковая.                                      

                                                                      «Капустка»
Мы капустку рубим, рубим,               Движения ладонями вверх, вниз.                                                                                                      Мы капустку солим, солим                    поглаживание подушечек пальцев.
Мы капустку трем, трем                        потираем кулачок о кулачок.
Мы капустку жмем, жмем.                   сжимаем и разжимаем кулачки.                                                                                                                                                 

                                                        «Лошадки»
По дороге белой, гладкой                             Пальцы скачут по столу,
Скачут пальцы как лошадки
Чок-чок-чок.                                              повторяя текст за взрослым:
Чок- чок-чок.
Скачет резвый табунок                                                                                                                                                             
«Хоровод среди цветов»
Хоровод среди цветов,                       У ребенка в ладошках грецкий орех, 
Вокруг розовых кустов.
Среди трав и цветов
Водим, водим хоровод.

                                                              «Колокольчики»                                                                             Динь-динь, динь-динь               упражнение с грецким орехом
Дни подряд
Колокольчики звенят.
Динт-динь, динь- динь.

                                               «Будем пальчики считать»

Раз, два, три, четыре, пять                             Дети загибают пальчики на левой и правой руке.                                                                                                                 Будем пальчики считать.                        Сжимают и разжимают кулачки.

 Крепкие и дружные.
Все такие нужные.
На другой руке опять
Пальчики быстрые
Хотя не очень чистые.

                                                «Этот пальчик хочет спать»

Этот пальчик хочет спать,                                   Дети загибают пальчики, начиная с мизинца.
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,  Тише дети не шумите,
Пальчики не разбудите.       

                                                   «Дружат наши дети»

Дружат наши дети                         Дети загибают пальчики, начиная с мизинца. 
Девочки и мальчики.
Мы с тобой  подружим
Маленькие пальчики.                   

                                                   «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка.               Дети загибают пальчики, начиная с большого.                                                                              Этот пальчик – папочка.
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

                                                        «На лужок»

На лужок пришли зайчата,                          Сгибают пальчики поочередно в кулачок.         
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
На зеленый, на лужок,
Приходи и ты,  дружок.

                                                    «Зима»
Раз, два, три, четыре, пять ,                            разгибают пальчики, сжатые в кулачок.
Собираемся гулять.                                        растопыренные пальцы руки.
Катя саночки везет
От крылечка до ворот,
А Сережа по дорожке                                   делать бросающие движения                                                                                                                                                           Девочки и мальчики 
Прыгают как зайчики.

                                                   «Зимняя прогулка»
Очень холодно зимой,                            
А мы пойдем гулять с тобой.                     Загибают поочередно пальцы левой руки, начиная с мизинца.
Я надену шубку,
Я надену шарфик,
И еще платок,
А потом красивые,
Теплые пушистые,
Крошки – рукавички
На ручки натяну.

                                                     «На полянке дом стоит»
На поляне дом стоит,                            
Путь к нему пока закрыт.                          Сложить ладони домиком.
Мы ворота открываем
В этот домик приглашаем.

                                                  «В детский сад идти пора»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,                    поочередно загибают пальчики  руки.                                                                         Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики, ура!                                  машут кистями рук.
В детский сад идти пора.

                                                                     «Сорока»

Сорока – белобока,                                  Указательный палец правой руки делает
Кашу варила                                              Круговые движения на левой ладони.                                                                                    Деток кормила.
Этому дала,                                             Поочередно, загибаем пальцы левой   руки.                                                                        Этому дала.
Этому дала.
Этому дала.
А этому не дала.
Ты воды не носил,
кашу не варил,
тебе нет ничего.

                                              «Из-за леса, из-за гор»
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.                            Пальчики передвигаются по столу с разным темпом.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.

                                           «В гости к большому пальчику»
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому                               Поочередно, загибаем пальцы левой и правой руки.                                                                        
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.                                                                                                                                                                           Вместе пальчики – друзья,
Друг без друга нам нельзя

                                                   «Мальчик-пальчик»

Мальчик – пальчик, где ты был?                    поочередно загибать пальцы рук.
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем песни пел.

                                                                          «Белка»

Сидит белка на тележке,                                   Каждый пальчик кланяется поочерёдно.
Раздает она орешки.
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке, 
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

«Улитка, улитка»

Улитка, улитка!                                     Сжать все пальчики в кулак.
Дам кусочек пирога,                    Разжимать пальчики поочерёдно.
Пышки
Ватрушки,
Сдобные лепешки, 
Покажи свои рога,
Высуни рожки.                                           «Человечки»

Побежали вдоль реки,                          Пальцы бегут по поверхности стола.
Дети на перегонки.
Побежали, побежали
Никого мы не догнали.

                                                              «Утята»
Ты утенок, не пищи,             Сжимать в кулачки и разжимать пальцы одновременно  обеих рук.
Лучше маму поищи.

                                                 «Наш малыш»
Этот пальчик – дедушка,                     Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их начиная с большого.
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш.

                                              «Встали наши пальчики»

Этот пальчик хочет спать,                       Поочередно пригибать пальцы, к ладошке начиная с мизинца.                                  Этот пальчик – прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,                             Кулачок разжать, широко расставить пальцы в стороны.
Этот пальчик уж зевнул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

                                                    «Полетели птички»

Полетели птички,                              Пальцы переплетены, ладони сжаты.                                                                                        Птички-невелички.
Сели птички. Посидели.
Опять полетели.                               Поднимать и опускать пальцы в соответствии с ритмом стиха.                                                                                        

                                                «Повстречал ежонка еж»

Повстречал ежонка еж:                         Кончиком большого пальца поочередно касаться всех пальцев.
«Здравствуй, братец, как живешь?

                                                     «Ежик»

Ежик топал по дорожке                                       загибают по очереди пальцы
И грибочки нес в лукошке.
Чтоб грибочки сосчитать,
Нужно пальцы посчитать.

                                                    «За работу»

Ну-ка братцы, за работу,                                
Покажи свою охоту.                              Поочередно загибать пальцы, начиная с большого пальца.                                           Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,                  Энергично шевелить пальцами.
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.

                                              «Две веселые лягушки»

Две веселые лягушки,                Сжимать и разжимать руки  в кулачки,
Ни минуты не сидят,                  подпрыгивать над столом.
Ловко прыгают подружки, 
Только брызги вверх летят.

                                                      «Кулачки»

Дружно пальчики сгибаем,                 Дети сжимают пальцы в кулачки,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять – 
Начинаем разгибать.

«Пальчики»

Кто из пальчиков ловчее?                   Дети сгибают и разгибают руки в локтях.
Ручку кто держать умеет?
Пальцы дружно отвечают, 
Головами все кивают.

«Мы рисуем бегемота»

Мы рисуем бегемота.                Держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы по очереди.
Кто желает поработать?
Каждый палец рвется в бой
И кивает головой.

«Пальцы в гости приходили»

Пальцы в гости приходили,                             Дети постукивают по столу подушечками пальцев.
«Тук, тук, тук – стучались в дверь.
Только дверь им не открыли:
Думали, что страшный зверь.

                                                       «Дятел»        
Вдруг в лесу раздался стук.          Дети постукивают по столу подушечками пальцев.
Это дятел долбит сук.
Он деревья не калечит,
Он деревья клювом лечит.

                                                         «Зайчата»
Вот встречаются зайчата.                    Дети трут тыльные стороны ладоней друг о друга.
Как согреться нам, ребята?
Чтобы побыстрей согреться,
Надо спинками тереться.

                                                                          «Карась»

В парке есть глубокий пруд.         Дети вытягивают ладони и качают запястьями вправо – влево.
Караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать,
Нужно хвостиком махать.

                                                С добрым утром!
С добрым утром, глазки.               Самомассаж частей тела.
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки.                  Поглаживание,потягивание.
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки.
Вы проснулись?
С добрым утром, ножки.
Вы проснулись?
С добрым утром, солнце.
Мы проснулись!                              

                                                               «Раз, два, три»
Раз, два, три, четыре, пять-                    Раскрывают поочередно пальчики левой и правой руки, шевелят пальчиками.         
Будем пальчики считать
Все они умелые
Дружные и смелые.                                                                                                                                                    На другой руке опять
Будем пальчики считать
Все они умелые 
Дружные и смелые.                                                                                                                                            Раз, два, три, четыре, пять.
Стали ручки танцевать.

                                             «Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять-                Загибают поочередно пальчики правой и левой руки.
Начинаем мы играть.
Этот пальчик – хитроносик,
Этот котик – вытриносик,
Этот ежик – ворчунишка,
Этот  мишка – потоптышка,
Этот зайчик – побегайка,
С другой ручки начинай-ка.

«Веселые мышата»

В домике у Миши                           Большой пальчик щекочет ладошку, затем отдергивает.
Веселые мыши
Скачут и играют
Горюшка не знают.
Только Миша за порог,
Шасть по норкам и молчок.

«Скорее, мышка, домой»

Это мышка-норушка,         круговые движения по ладошке указательным пальцем.
А это ее избушка
Скорее мышка домой
И дверь за собой закрой.

«Пальчик ест кашу»

Этот пальчик воду носит.               Поочередно загибаем пальчики, начиная с мизинчика.
Этот пальчик сыплет просо.
Этот пальчик кашу варит.
Этот пальчик кашу ставит.
А этот пальчик ест да хвалит.
Он ел, оттого и потолстел.

nsportal.ru

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет.

Игнатьева Светлана Семеновна

Опубликовано 29.11.2017 - 19:27 - Игнатьева Светлана Семеновна

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.  

              Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!  

               Так что же такое пальчиковые игры? Все помнят стишок из детства: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…». Так учителя  проводили физкультминутки на уроках в начальной школе. Этот стишок и есть прообраз пальчиковых игр.

              По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их малышам  и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.                                                    

             Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать.

             Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

            Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

             Я надеюсь, что стихи и игровые движения понравятся вам и вашим детям, подарят радость общения и принесут ощутимую пользу.                                

«Перед нами елочка:        сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки,        показывают кулачки

Иголочки,        указательные пальцы

Шарики,        пальцы сжимают в круг

Фонарики,        показывают «фонарики»

Зайчики,        показывают «ушки зайца»

И свечки,        прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды,         прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки».        ставят средний и указательный пальцы на колен

«Кот на печи         стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке         показывают как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята         поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят,        и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят.        показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едет».        щелкают зубками

«Мы вот так, мы вот так,                «мнут тесто» руками

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так,                  пальчики вместе, движение рук от себя и к себе

Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой,                       широко в стороны развести руки

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой,                       поглаживание ладошек по очереди

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек                         движение «пекут пирожки»

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте,                           руки вытягивают вперед, ладонями вверх

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще,                      манят к себе

Очень, очень просим!»

«Курочка - рябушечка        не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла,        пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

- Раз, два, три, четыре, пять!       загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять:                     грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!»       загибают пальчики на другой руке

«Вот как наши ребятишки                            дети «скребут» пальчикам по бедрам

Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Ш – ш – ш…»         трут ладошкой о ладошку

«Этот пальчик мой танцует.        дети стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует.        делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет,        стучат безымянным по бедру

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка,                царапают мизинцем по ноге

Коготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок,                прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку                    сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте,                   сжимают пальцы в кулачок

Спите, пальцы, засыпайте!

(при повторе выполняются движения другой рукой)

1. Как в лесу на кочке                       выпускают пальчики из кулачков

Расцвели цветочки.

Пр.: Цветики, цветики,                    «фонарики»

Цветики цветочки – 2р.

2. С ветерком шептались                трут ладошку об ладошку

Солнцу улыбались.                          кивают головками 

«Падал снег на порог.        дети плавно опускают руки сверху вниз

Кот слепил себе пирог.        показывают как пекут пирог

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.        делают волнообразные движения руками

Пирожки себе пеки        грозят указательным пальцем

Не из снега – из муки».        покачивают пальцем из стороны в сторону

«Сорока – белобока        дети на ладошке «варят» кашу

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,                                 поочередно загибают пальцы  с мизинца

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!        показывают большой палец

Ты воды не носил,        грозят указательным пальцем большому пальцу

Дров не рубил,

Каши не варил –

Тебе нет ничего!        разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой,        сжимают пальцы в кулак

Иди в угол и постой!»        указательным пальцем показывают на угол

«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки,         имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек,           «крошим хлеб»

Поиграли снова в  ладушки – ладошки!           хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками,            одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки – ладошки!      хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку…           руки положили на колени

Как они устали - ладушки – ладошки!»            поглаживание рука об руку

«Девочки и мальчики!                           вытягиванием руки в стороны, машем крыльями

Совсем как попугайчики.

Крылышками помашите,

Хохолками потрясите,                          наклоны головы вправо-влево

Друг на друга посмотрите,                   поворачиваются к соседу и смотрят в глаза

В джунгли вместе полетите,                руки в стороны, машем крыльями

На пальму опуститесь,

Крылышками встряхните!»

«На лесной лужайке                          показываем «ушки зайчика»

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали,                              хлопки

Ножками топали,                               топают ногами

Ушками махали,                                 делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук

Выше всех скакали.                           прыжки на двух ногах

Глазками глядели,                              руки к глазам «хлопаем глазками»

Песенку пропели:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!                           болтаем руками

Ля-ля-ляйки!

Ах, какие мы веселые зайки!»

«Есть у киски глазки               показывают свои глазки

Есть у киски ушки                   показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки,                  сжимают и разжимают кулачки

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись         грозят пальчиком

Не царапай деток,

Брысь!»                                     хлопок в ладоши

«Утром рано я встаю, свою песенку пою,

И со мною дружно в лад подпевают сто ребят!            руки вверх, расставив пальцы

Подпевают сто ежей,              руки в замок, большие пальцы соединены, остальные прямые

Подпевают сто ужей,              соединены ладони, волнообразные движения

И поют ее зайчата,                   «ушки зайчика»

И поют ее лисята,                    «лисьи лапки»

Под землею старый крот        прищуривание глаз, «мордочка крота»

Эту песенку поет.

А в берлоге медвежата,           руки в стороны, переваливание с ноги на ногу

А в болоте лягушата,              «лягушачьи лапки»

Очень важный бегемот          выставление вперед живота, руки на животе

С удовольствием поет.

Даже страшный крокодил     соединив ладони, расставив пальцы, «пасть крокодила»

Эту песню разучил!

Промурлыкала нам кошка     «кошачьи лапки»

Песню, сидя на окошке.         кладут голову на «лапки»

Слышишь,                                указательный палец вверх

Как под нашей крышей          руки над головой, «крыша домика»

Эту песню поют мыши?         «мышиные лапки»

Утром рано мы встаем,

Хором песенку поем».

       «Наши девочки и наши мальчики                          руки на поясе

          Ловко прыгают, как мячики,

          Головой слегка качают

          И красиво приседают.

          Ручками хлопают вот так, вот так,

          Ножками топают вот так, вот так,

          Кулачки сжимают вот так, вот так,

          Ладошки раскрывают вот так, вот так.

          На ладошки мы подуем,

          Наши пальчики разбудим                                     шевелят ими

          Наши пальчики проснулись                                 кисти вверх

          - Мы проснулись, мы проснулись                     сгибают пальцы

          И друг другу улыбнулись.                              соединяют пальцы

          Стали пальцы обниматься                                  руки в замок

          Стали пальцы целоваться                  касаются подушечками пальцев

          А потом и баловаться.                                         фонарики

          Подошла Ладошка                                          выставление ладоней

          И сказала: - Крошки!                                        шевелят пальцами

          Хватим вам играть, хватит баловаться             взмахи кистями

          Надобно трудиться!                                              руки вместе

          - А мы хотим резвиться!                                        фонарики

          Но тут пришел Кулачок,

          Пальцы спрятались                                                 кулачки

          Молчок                                                                 палец к губам

          - Так вот они какие, наши пальцы озорные!

          Маму-Ладошку не слушают,

          Папу-Кулачка  огорчают!

          - Ай-я-яй, стыд и срам!

          Пальчики не стыдно вам?

          Пальцы спрятались в подмышках

          И тихонько там сидят.

          Им, конечно, очень стыдно

          Маму с папой обижать.

          Ладно, пальцы, выходите,

          На ребяток поглядите                                                  руки в стороны

          Поглядели, поглядели, сразу же повеселели                      фонарики

          - Будем, будем мы трудиться                                       руки соединили

          А потом, уже резвиться!»                                   хлопают по коленям

«Ах, как жутко на лесной лужайке                  руки, на щеки, покачивание головой

Бедному игрушечному зайке                              «ушки зайчика»

Кружится над зайкой стрекоза                        руки в кулаки, выставив указательный и      

                                                                           средний пальцы, быстро ими шевелить

И глядит, глядит во все глаза.                         «глаза стрекоза»

И пчела все уши прожужжала,                      приставляют пальцы к ушам – «не слышать»

У нее ужаснейшее жало.                               руки в кулак, выставление указательного пальца 

И жуки рогатые ползут                                 руки на колени, перебирание пальцами

Ахнуть не успеешь                                        взяться за голову руками

Загрызут.                                                         пощекотать кого-нибудь рядом

Бегают по зайчику мурашки                         быстро перебирать пальцами по груди

Ах, как страшно зайчику-бедняжке.            «ушки зайчика»

nsportal.ru

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Простая пальчиковая гимнастика для детей 2–3 лет

Задачи : развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.

Зачем это нужно.? ,Оказывается, детки с развитой мелкой моторикой лучше умеют держать ложку и более умело управляются с ней, рисуют с помощью карандаша, а позже – легче учатся писать с помощью ручки. Им проще дается завязывание шнурков, застегивание пуговиц и другие операции, которые требуют достаточной ловкости пальцев. А в школьном возрасте они оказываются более успешными в обучении. У них высокая самооценка, меньше проблем с письмом. Кроме того, пальчиковые игры для малышей до 3 лет помогают развитию речевых центров, что в свою очередь способствует более активному развитию говорения. Ведь именно в этом возрасте такой аспект развития становится особенно актуальным. А простенькие стишки, которые сопровождают движения пальчиков, помогают успешно сформировать у деток чувство ритма и усилить дарованный природой музыкальный слух, что очень пригодится им в дальнейшей жизни. И еще: ребятам всегда нравится делать что-то вместе со взрослыми. Поэтому пальчиковая гимнастика для детей 2–3 лет доставляет им удовольствие, позволяя сблизиться с родителями, заслужить их похвалу. Заодно хорошая мелкая моторика повышает реакцию, а игры для таких малышей развивают память.

Кулачок

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

Польза пальчиковой гимнастики.

Дети с развитой моторикой быстро учатся застегивать пуговицы и завязывать шнурки. В дальнейшем в школе такие дети показывают

помогают развивать их речь. Именно по этой причине данный вопрос становится особенно актуальным для большинства родителей.

Реакция ребенка 2-3 лет так же во многом зависит от мелкой моторики. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию памяти. Именно поэтому она очень важна для детского развития.

Так же такие упражнения прекрасно развивают познавательные способности малыша. Хотя не мало важная их особенность и в том, что она еще помогает наладить доброжелательные отношения с ребенком.

nsportal.ru

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет.

Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие родители.  Пальчиковые игры  развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Сначала, напевая песенку, мама сама поглаживает  и загибает пальчики малыша. Затем малыш поймет связь между словами и жестами, и услышав знакомые фразы, сам будет с удовольствием повторять за мамой знакомые движения, и проговаривать слова и фразы. Изображая знакомые предметы, игрушки, животных, ваш ребенок сам начнет придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью все тех же не заменимых пальчиков. Уважаемые родители, мы предлагаем Вам небольшую подборку пальчиковых игр. Занимайтесь, пожалуйста, с детьми и вскоре Вы заметите, насколько лучше стал ваш ребенок говорить.

Итак, игра начинается!

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел и плясал

Родных братцев забавлял.

На первую строчку показать большой палец. Затем поочередно соединять его с остальными пальцами. Делаем поочередно на обеих руках.

КАПУСТКА

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трем, трем,

Мы капусту жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

МЫ РИСОВАЛИ

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

ПОВСТРЕЧАЛИСЬ

Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",

Два щенка: "Ав-ав!",

Два жеребенка: Иго-го!",

Два тигренка: "Ррр!"

Два быка: "Муу!".

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Сидит белка на тележке, 
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании сложить ладошки для «орешек».

Апельсин.

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для чижа, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь, кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

 Пчела.

Пальцы сожмите в кулак. Выпрямите указательный палец и вращайте им в разные стороны. Не забудьте пожужжать!

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.

Заяц. Сожмите руку в кулак, а указательный и средний палец поднимите. Пошевелите ими - это «заячьи ушки».

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

 Мы надеемся, что наши игры подарят Вам немало приятных минут общения с ребенком.

nsportal.ru

Смотрите также