Дыхательная логопедическая гимнастика для детей

Главная » Детям » Дыхательная логопедическая гимнастика для детей

Артикуляционные и дыхательные упражнения

Для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи

■             «Загнать мяч в ворота»

(выработка длительной, направленной воздушной струи).

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

■             «Кто дальше загонит мяч»

(выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

■             «Паровозик свистит» 

(выработка плавной, непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

■             «Фокус», «Парашютик»

(направление воздушной струи посередине языка).

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

■             «Охотник идет по болотам»

(распределение воздушной струи по бокам).

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

■             «Фасолевые гонки»

(выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов - «фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

■             «Узнай, что это»

(развитие обоняния и глубокого вдоха).

На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.

■             «Чья фигурка дальше улетит?»

(развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ).

На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.

■             «Кораблик»

(чередование сильного и длительного плавного выдоха).

Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [Ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но, не надувая щек.

■             «Горох против орехов»

(чередование длительного плавного и сильного выдоха).

Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

■             «Мыльные пузыри»

(развитие меткости выдыхаемой струи).

Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

■             « Новогодние трубочки-шутки »

(развитие длительного плавного и сильного выдоха).

Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

■             «Надуй игрушку»

(развитие сильного плавного выдоха).

Небольшие надувные игрушки дети приносят из дома. Следует их надуть, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки. Потом можно с ней поиграть.

          Для губ

■             «Птенчик», «Окошко».

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

■             «Улыбочка».

Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны.

■             «Заборчик».

Губы выдвинуть вперед длинной трубочкой.

■             «Хоботок».

Сомкнутые губы вытянуть вперед.

■             «Бублик», «Рупор».

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.

■             «Заборчик» — «Бублик», — «Улыбочка» — «Хоботок».

Чередовать положение губ.

■             «Кролик».

Зубы сомкнуть. Верхнюю губу приподнять и обнажить верхние резцы.

■             «Расческа».

«Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.

       Для языка

■             «Автомат», «Пулемет».

Рот закрыть. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: «т-т-т». Убыстрять постепенно темп.

■             «Барабанщик», «Дятел».

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние

резцы, многократно и отчетливо

произнося: «Д-Д-Д».

■             « Вкусное варенье ».

Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

■             «Веселая змейка»

(развитие подвижности языка).

Высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот.

■             «Гармошка».

Рот закрыть. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

■             « Горка », « Киска сердится ».

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх.

■             «Грибок»

(растягивание подъязычной связки).

Рот открыть. Язык присосать к нёбу.

■             «Индюк»

(выработка подъема языка вверх, подвижности кончика языка).

Приоткрыть рот, двигать широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл...» (как индюк бол-бочет).

■             «Иголочка»,   «Стрелочка», «Жало».

Рот открыть. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед.

■             «Качели».

Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

■             «Катушка».

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать вглубь рта.

■             «Ковшик»

(поднимание кончика и приподнимание боковых)

краев для образования углубления в спинке языка).

Рот широко открыть. Широкий язык положить на нижнюю губу. Кончик и бока языка загнуть так, чтобы получилось углубление спинки языка. Занести «ковшик» в рот, приподнимая кончик языка к бугоркам.

■             «Лопатка».

Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

■             «Лошадка»

(укрепление мышц языка и подъема его вверх).

Улыбнуться и приоткрыть рот. Пощелкать медленно кончиком языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

■             «Маляр»

(отработка подъема языка вверх и его подвижности).

Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба.

■             «Непослушный язычок»

(расслабление мышц языка).

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя...».

■             «Оближем губки», «Киска облизывается».

Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

■             « Почистим зубки ».

Рот закрыть. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

■             « Посчитаем нижние зубки ».

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться по очереди в каждый нижний зуб. Челюсть

не двигается.

■             «Почистим нижние зубки»

(удержание кончика языка за нижними резцами).

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

■             «Приклей конфетку»

(удержание языка вверху).

 Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами.

■             «Самолет летит»

(вызывание звука близкого к [л]).

Рот приоткрыть. Губы растянуть. При длительном произнесении звука [ы] проталкивать кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживая его в этом положении. Слышится [л].

■             «Ступеньки»

(выработка подъема языка вверх, удержание его в верхнем положении при чередовании движений).

Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу — это первая ступенька; широким кончиком языка обнять верхние зубы — это вторая; широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам — третья.

■             «Трубочка», «Желобок».

Рот открыть. Боковые края языка загнуть вверх.

■             «Футбол», «Спрячь конфетку».

Сомкнуть губы. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.

■             «Часики», «Маятник».

Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

■             «Чашечка», «Пиала».

Рот широко открыть. Передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов.

■             «Шмель».

Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

■              «Язык-силач»

(отработка умения удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укрепление мышц языка, путем их напряжения и расслабления).

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка к нижним передним зубам и упираться языком в зубы.

■             « Язычок на балкончике ».

Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу.

■             « Язычок сушит хвостик ».

Язычок расслабить, свесить на ребро чистой ложки и с силой дунуть на его кончик.

nsportal.ru

Комплексы дыхательной гимнастики

          Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения.

 Какими способами и средствами выработать у дошкольника осознанное отношение к своему здоровью?

         В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно-вирусным заболеваниям. По данным исследований удельный вес часто болеющих детей первых шести лет жизни колеблется в пределах 20-25 %, то есть часто болеющим является каждый четвертый-пятый ребенок. Такие дети с большими усилиями по сравнению со здоровыми преодолевают трудности в усвоении знаний. С более значительными психофизиологическими затратами справляются с предъявляемыми к ним требованиями, предусмотренными условиями жизни и воспитания в дошкольном учреждении.

 Проблема воспитания здорового ребенка, стоящая перед нами, была и остается наиболее актуальной, и в связи с этим  возникает необходимость поисков эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности.

         Наряду с общепринятыми мероприятиями, эффективной профилактикой снижения заболеваемости эпизодично болеющих детей, является дыхательная гимнастика.

 Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

 Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).

 Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

        Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка,  укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т.к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. И наша задача научиться и научить детей правильно дышать.  

 Использование физических упражнений, направленных на предупреждение простудных заболеваний, улучшение функций верхних дыхательных путей, мы рекомендуем применять во всех группах.

 Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.

 На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.

 Основу дыхательной гимнастики составляют упражнения с удлиненным  и усиленным выдохом. Этого можно достичь произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о), шипящих согласных (ш, ж) и сочетании звуков (ах, ох, ух). Эти дыхательные упражнения рекомендуется проводить в игровой форме («жужжит пчела», «гудит пароход», «стучат колеса поезда» и пр.). Необходимо постепенно увеличивать нагрузку на детей за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений..

Чтобы увеличить интерес детей к ним, к каждому упражнению подобрано небольшое стихотворение.

Сейчас поучимся дышать
Чтобы так не уставать
Носом глубоко вдохнули
Вдох глубокий
Выдох : вдох:.Ах, как в норке хорошо "а-а-а"
И уютно и тепло "у-у-у"
Маму будем обнимать "ы-ы-ы"
Будем весело играть "и-и-и"
Что ж? Урок совсем не плох.                                                                        Подготовила воспитатель:

                                                                                                           Редозубова И.В.

Комплексы дыхательной гимнастики

КОМПЛЕКС N 1

Часики

Часики вперед идут,

 За собою нас ведут.

И.п. – стоя, ноги слегка расставлены.

1 – взмах руками вперед – «тик» (вдох);

2 - взмах руками назад – «так» (выдох).

Петушок

Крыльями взмахнул петух,

 Всех нас разбудил он вдруг.

И.п. – о.с.

1 – поднять руки в стороны (вдох);

2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).

Насос

Накачаем мы воды,

 Чтобы поливать цветы.

1 -  наклон туловища в правую сторону (вдох);

2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).

Семафор

Самый главный на дороге,

 Не бывает с ним тревоги.

И.п. – сидя, ноги сдвинуть вместе.

1 – поднимание рук в стороны (вдох);

2 – медленное опускание с длительным выдохом и произнесением звука «с-с-с» (выдох).

Дыхание

Тихо-тихо мы подышим,

 Сердце мы свое услышим.

И.п. – о.с.

1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек;

2 – плавный  выдох через нос.

Дыхание

Подыши одной ноздрей,

 И придет к тебе покой.

И.п. – о.с.

1 – правую ноздрю закрыть указательным пальцем пр. руки, левой ноздрей делать тихий, продолжительный вдох;

2 – как только вдох окончен, открыть пр. ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем лев. руки.  Через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх

КОМПЛЕКС N 2

Гуси летят

Гуси высоко летят.

 На детей они глядят.

И.п. – о.с.

1 – руки поднять в стороны (вдох);

2 – руки опустить вниз со звуком «г-у-у» (выдох)

Ёжик

Ёжик добрый, не колючий,

 Посмотри вокруг получше.

И.п. – о.с.

1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;

2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.)

Регулировщик

Верный путь он нам покажет,

 Повороты все укажет.

И.п. – ноги на ширине плеч.

1 – правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос);

2 – левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «р-р-р»)

Маятник

Влево, вправо, влево, вправо,

 А затем начнем сначала.

И.п. – руки на поясе (вдох).

1 – наклон вправо (выдох);

2 – и.п. (вдох);

3 – наклон влево (выдох);

4 - и.п. (вдох).

Выдох со звуком «т-у-у-х».

Радуга, обними меня

И.п. – о.с.

1 – полный вдох носом с разведением рук в стороны;

2 – задержать дыхание на 3-4 сек;

3 – растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот  грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы поднимая плечи: одна рука идет под мышку, другая – на плечо.

Вырасти большой

Вырасти хочу скорей,

 Добро делать для людей.

И.п. – о.с.

1 – поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки (вдох);

2 –опустить руки вниз, встать на всю ступню (выдох).

Произносить звук «у-х-х».

КОМПЛЕКС N 3

Крылья

Крылья вместо рук у нас,

 Так летим – мы высший класс.

И.п. – ноги слегка расставлены.

1 – руки через стороны поднять вверх (вдох);

 2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох).

Поднимемся на носочки

Хорошо нам наверху!

 Как же вы без нас внизу?

И.п. – ноги слегка расставлены.

1 – подняться на носки. Одновременно поднимая руки и посмотреть на них (вдох);

2 – медленно присесть (спина прямая), колени в стороны, руки вперед и произнести звук «ш-ш-ш» (выдох).

Покачивание

Покачаемся слегка,

 Ведь под нами облака.

И.п. – ноги на ширине плеч.

1 – наклон вправо – «кач» (вдох);

2 – наклон влево – «кач» (выдох).

Поворот

Надо посмотреть вокруг.

 Рядом ли летит мой друг?

И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 – повернуться вправо (вдох);

2 – и.п. (выдох);

3 – повернуться влево (вдох);

4 - и.п. (выдох).

Хлопок

Солнце мы хлопком все встретим,

 Так полет свой мы отметим.

И.п. – ноги слегка расставлены.

1 – поднять руки вверх (вдох);

2 – хлопнуть в ладоши, сказав «хлоп» (выдох);

3 – развести руки в стороны (вдох);

4 – и.п. (выдох).

Пчелы

Мы представим, что мы пчелы,

 Мы ведь в небе – новоселы.

И.п. – ноги слегка расставлены.

1 – развести руки в стороны (вдох);

2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох).

Приземление

Приземляться нам пора!

 Завтра в сад нам, детвора!

И.п. – ноги на ширине плеч, руки в «замок», опустить вниз.

1 – руки поднять вверх (вдох);

2 – наклон вперед с одновременным опусканием

КОМПЛЕКС N 4

Ушки

Ушки слышать все хотят

  Про ребят и про зверят.

И.п. – о.с.

1 – наклон головы вправо – глубокий вдох;

2 - наклон головы влево – произвольный выдох. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево ушки должны быть как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось.

Задувание свечи

(энергетизированное дыхание)

 Нужно глубоко вдохнуть,

 Чтобы свечку нам задуть.

И.п. – ноги на ширине плеч.

1 – сделать свободный вдох и задержать дыхание, пока это приятно;

2 - губы сложить «трубочкой», сделать 3 коротких выдоха, условно стараясь задуть горящую свечу – «фу-фу-фу». Во время упр-ия корпус держать прямо.

Губы трубкой

Чтобы правильно дышать,

 Нужно воздух нам глотать.

И.п. – о.с.

1 – полный вдох через нос, втягивая живот;

2 – губы сложить «трубочкой», резко втянуть воздух, заполнив ими легкие до отказа;

3 – сделать глотательное движение, как бы глотать воздух;

4 – пауза в течение 2-3 сек., затем поднять голову, вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Воздушный шар поднимается вверх

Ты, как шарик, полети,

 Сверху землю огляди.

И.п. – о.с.: одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и на плечах.

1 – поднять плечи и ключицы (вдох);

2 – опустить плечи и ключицы (выдох).

Очищающее «ха» - дыхание

Друг за друга мы - горой,

 Посмеёмся над бедой.

И.п. – ноги на ширине плеч.

1 – сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх;

2 – задержать дыхание, пока это приятно. Открыть рот, расслабить гортань, сделать энергичный выдох через рот, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («ха»);

3 – медленно выпрямится и отдохнуть. Выдыхать воздух следует с облегчением, как будто освобождаясь от забот.

Шипящее стимулирующее дыхание

Друг на друга пошипим,

 Язычок мы укрепим.

И.п. – о.с.

1 – вдох через нос в естественном темпе;

2 – выдох предельно затягивается. Во время выдоха воздух выходит через рот, издавая высокий свистящий звук, как бы при произнесении звука «с». Язык располагается таким образом, что создается сопротивление выходящему воздуху.

Ветер

Сильный ветер вдруг подул,

 Слезки с ваших щек сдул.

И.п. – о.с. сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку.

1 – сделать полный вдох, впячивая живот и ребра грудной клетки;

2 – задержать дыхание на 3-4 сек;

3 – сквозь сжатые губы  с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

КОМПЛЕКС N 5

Удивимся

Удивляться чему есть –

 В мире всех чудес не счесть.

И.п. – о.с., сделать спокойный вдох;

1 – медленно поднять плечи, одновременно делая выдох;

2 – и.п.

Плечи

Поработаем плечами,

 Пусть танцуют они сами.

И.п. – о.с.

1 – плечи вперед. Медленно скрещивая перед собой опущенные руки и делая свободный вдох;

2 – медленно отвести плечи назад, сводя лопатки и одновременно выдыхая.

Поворот

Вправо, влево повернемся

 И друг другу улыбнемся.

И.п. – о.с.

1 – сделать вдох;

2-3 – на выдохе повернуться, одна рука – за спину, другая – вперед;

4 – и.п.

То же, выполнять в другую сторону.      

Язык трубкой

«Трубкой» язычок сверни,  

 Головой слегка кивни.

И.п. – о.с, губы сложены «трубочкой», как при произнесении звука «о», язык высунуть и тоже сложить «трубочкой».

1 – медленно втягивая воздух через «трубочку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки;

2 – закончить вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза 3-5 сек;

3 – поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.

Покачаемся

Чтобы правильно дышать,

 Себя нужно раскачать.

И.п. – о.с.    

1 – медленно наклониться вперед, сгибая позвоночник только в грудном отделе и делая выдох;

2 – медленно распрямиться, прогнуться назад, делая выдох.

Погладь бочок

Мы погладим свой  бочок

 От плеча до самых ног.

И.п. – о.с.

1 – медленно поднимать правую руку, скользя ею по туловищу и поднимая плечо (вдох);

2 – опустить руку и плечо (выдох).

То же, выполнить в другую сторону.

КОМПЛЕКС N 6

Гудок парохода

Прогудел наш пароход,

 В море всех он нас зовет.

И.п. – о.с.

1 – через нос с шумом набрать воздух;

2 – задержать дыхание на 1-2 сек;

3 – с шумом выдохнуть через губы, сложенные «трубочкой», со звуком «у-у-у» (выдох удлинен).

Носик

Мы немного помычим

  И по носу постучим.

И.п. – о.с.

1 – сделать вдох через нос;

2 – на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами.

Курносик

Очень любим мы свой нос.

 А за что? Вот в чем вопрос!

И.п. – о.с.

1 – погладить боковые части носа от кончика к переносице (вдох);

2 – на выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами.

Барабанщик

Мы слегка побарабаним

 И сильнее сразу станем.

И.п. – ноги на ширине ступни, руки на поясе.

1 – присесть, похлопать по коленям (выдох);

2 – и.п. со звуком «бам-бам-бам» (вдох).

Трубач

За собой трубач зовет,

 Он здоровье нам дает.

И.п. – ноги вместе, руки перед грудью сжаты в кулаки, губы сложены «трубочкой».

1 – вдох;

2 – медленный выдох с громким произнесением звука «пф».

Самолет

Полетим на самолете,

 Будем сильными в полете.

 И.п. – лежа на животе, опора на предплечья.

1–3 – прогнуться, приподнять голову, плечи, ноги прямые, руки в стороны (вдох);

4 – и.п. (выдох).

Прыжки

Прыгнем влево, прыгнем вправо,

 А потом начнем сначала.

И.п. – руки на поясе.  1–4 –подпрыгивания на двух ногах на месте с поворотом вправо – влево.  Чередовать с ходьбой. 2 раза по 20 подпрыгиваний.

Дышим тихо, спокойно, плавно

Все мы медленно подышим,

 Тишину вокруг услышим.

И.п. – о.с.  медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу. Затем плавный выдох через нос.

Занимаясь дыхательной гимнастикой, важно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах).

 Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза).

 После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.

 Таким образом, использование дыхательных упражнений, в комплексах утренних зарядок, физкультминутках и занятиях, помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.

        Подготовила воспитатель:

                                                                                                           Редозубова И.В.

nsportal.ru

Дыхательная гимнастика для детей с ОНР.

Светлана Петрова
Дыхательная гимнастика для детей с ОНР.

Дыхательная гимнастика для детей с ОНР.

С помощью этих упражнений не только ребёнок оздоровиться, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и взрослые вместе с детьми вздохнут с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить вашего ребёнка стороной.

Дыхательные упражнения- эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, страдающих бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое, развивает ещё несовершенную дыхательную систему детей, укрепляет защитные силы организма.

Правильное дыхание.

Ещё одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребёнка легко можно научить правильному дыханию. Ребёнка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, дыхания нервозны.

Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в лёгкие и насытить кислородом кровь. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в лёгкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объёму, лёгкие сжимаются и выталкивают имеющийся воздух. Наша задача –научить ребёнка хорошо очищать лёгкие. Необходимо научить детей дышать через нос и тем самым поможем ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т. д. Нужно приучать ребёнка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивать мышцы живота. Необходимо показать как втягивать живот во время дыхания, делать его плоским и впалым.

Понять, что такое дыхание помогают игры «Понюхай цветок»(дать ребёнку понюхать цветок. Рот закрыт, ноздри развёрнуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Необходимо дать почувствовать разницу. Затем можно дать понюхать одуванчик: сначала ртом, чтобы ребёнок видел, как разлетаются зёрнышки, потом носом (поочерёдно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).

Можно использовать и другие игры: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу (эти упражнения тоже выполняются попеременно – ртом и носом).

Во время прогулки по парку, скверу, лесу и т. д. обратите внимание на чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте ребёнка полностью удалить из лёгких использованный воздух. Одновременно развивается у детей восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых листьев?».

В своей работе я использую следующие упражнения дыхательной гимнастики для детей с ОНР.

Упражнение 1. Встать на колени, ягодицы прижать к пяткам, руки поднять вверх. Ребёнок медленно опускает руки и туловище вперёд до тех пор, пока ладони и лоб не коснуться земли. Не поднимая ягодиц с пяток, вытянуть руки как можно дальше, потянуть спину.

Упражнение 2. Лечь на спину, руки вдоль тела. По диагонали вытянуть правую руку и левую ногу, потянуться; потом левую руку и правую ногу, снова потянуться. Повторить несколько раз.

Упражнение 3. Встать на четвереньки, отвести прямую правую ногу назад как можно выше, выпрямить её и потянуть. То же самое проделать с левой. Повторить несколько раз. Между повторами попросить ребёнка «выгнуться кошечкой».

Упражнение 4. Подняться, походить на носочках, поднимая руки вверх. Необходимо контролировать дыхание ребёнка. Затем поднимать попеременно руки вверх, пытаясь при этом вытянуться как можно выше.

У детей сильно развит кашлевой центр, поэтому их довольно часто мучает кашель. Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем необходимо выполнять простые упражнения. Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков. Этот комплекс упражнений необходимо выполнять до завтрака или после ужина. А также необходимо помнить, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружение, поэтому их стоит выполнять 5-10 минут.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ

Пусть ребёнок сделает глубокий вдох через нос, надует «щёки-пузырьки» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот(2-3р.)

Упражнение 2 .НОСОСИК

Ребёнок ставит руки на пояс, слегка приседает- вдох, выпрямляется –выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длиннее. (3-4р)

Упражнение 3. ГОВОРИЛКА

Задаём вопрос, ребёнок отвечает

Как гудит машину? БИ-БИ-БИ

Как кричит утка? КРЯ-КРЯ

Можно петь гласные звуки: о-о-о-оооо, и-и-ииии

Упражнение 4: САМОЛЁТ

Рассказываем стихотворение, а дети выполняют движения в ритме стиха;

Самолётик- самолёт (развести руки в стороны ладошками вверх, поднимаем голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживаем дыхание)

Жу-жу-жу (делаем поворот вправо)

Жу-жу-жу (выдох и произносим ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встаём прямо, опустив руки)

Я на лево полечу (поднимаем голову вверх- вдох)

Жу-жу-жу (поворот влево)

Жу-жу-жу (выдох ж-ж-ж)

Постою и отдохну (встаём прямо и опускаем руки) 2-3р.

Упражнение 5 МЫШКА И МИШКА

У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, руки вверх, потянуться, посмотреть на руки- вдох)

У мышки очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову- выдох ш-ш-ш)

Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)

Он же к ней не попадёт(3-4р.)

Упражнение 6: КУРОЧКИ

Встать, наклониться, свободно свесить руки «крылья» и опустить голову. Произнести «так-так-так»и одновременно похлопать по коленкам-выдох. Выпрямиться, руки вверх- вдох(5р.)

Упражнение 7: ПЧЁЛКА

Сесть прямо, скрестив руки на груди опустив голову. Пчёлка сказала «жу-жу-жу»(сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим:ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим ж-ж-ж)

Полечу и пожужжу, детям мёду принесу (встаём и, разведя руки в стороны, делаем круг по группе, возвращаясь на место) 5 р. Следить. чтоб вдох был через нос а дыхание глубоким.

Упражнение 8: ЛЫЖНИК

Имитация ходьбы на лыжах в течении 1,5-2 мин. На выдохе произносить м-м-м-м.

Упражнение 9: МАЯТНИК

Встать прямо, ноги на ширине плеч, палку держать за головой ближе к плечам. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох (т-у-у-у-у) 3-4 наклона.

Упражнение 10: ГУСИ

Медленная ходьба 1-3 мин. Поднять руки в стороны- вдох, опустить – выдох, произносит Г-У-У-У.

Эти упражнения мы выполняем в течении дня. В летнее время на улице.

В своей работе мы рекомендуем родителям выполнять ряд упражнений и дома:

БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ:

Стоя прямо, на вдохе ребёнок встаёт на цыпочки, тянется вверх руками, показывая какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнести «ух», спрятать голову за коленями- показывая, какой он маленький. (5-6 Р.)

ПАРОВОЗ:

Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колёс паровоза, произнося при этом «чух=чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. (5-6 р.)

АИСТ:

Стоя прямо, развести руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынести вперёд. Зафиксировать положение на несколько секунд. Держать равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (5-6 р.)

Утренняя гимнастика с элементами логоритмики.

Логопедическая разминка № 1

1. Ходьба по одному: сделать 2 шага, остановиться, притопнуть левой ногой, два разв ударить по бёдрам, похлопать в ладоши(6-8 р.). Топ, топ! Хлоп, хлоп!.

2. Ходьба в полуприседе, руки на пояс (дети представляют себя котятами, спешащими к маме- кошке).Тук, тук, тук, тук! Моих пяток слышен стук, мои пяточки идут, меня к мамочке ведут.

3. Ходьба на внутреннем своде стопы (дети изображают пингвинов). Лёд да лёд, лёд да лёд, а по льду пингвин идёт. Лёд да лёд, скользкий лёд, но пингвин не упадёт.

4. Ходьба на наружном своде стопы (дети – медвежата). Мишка, мишка косолапый, мишка по лесу идёт, мишка хочет ягод сладких, да никах их не найдёт.

5. Ходьба с высоким подниманием коленей (дети- лошадки). Цок, цок! Конь живой, с настоящей головой, с настоящей гривой. Вот какой красивые!

6. Прямой галоп (выполняя движения, дети щёлкают языком).

7. Боковой галоп со сменой направления.

8. Бег с выносом прямых ног вперёд. Бу-ра-та-но.

9. Марш со сменой направления по сигналу (все бодро идут под музыку).

10. Свободная ходьба с упражнениями на дыхание.

Логопедическая разминка № 2

1. Ходьба в колонне по одному (см. первую разминку).

2. Ходьба в полуприсяде. Чок, чок, чок, чок наступлю на каблучок(6-8 р.)

3. Ходьба с высоким подниманием колена, с хлопком по бёдрам. Возле дома во дворе петушок гуляет и любимую свою песню распевает.

4. Ходьба на носках с хлопком над головой. Ку –ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку(4-5 Р.)

5. Прыжки с продвижением вперёд, руки на поясе. (дети-зайки). Скачут зайцы –прыг да скок- на лесной опушке, а у зайчиков торчат ушки на макушке.

6. Ходьба на внутреннем своде стопы (дети-пингвины). Я пингвин не один, нас пингвинов стая. Мы живём среди льдин и не замерзаем.

7. Ходьба на наружном своде стопы (дети- медведи). Три медведя шли домой, папа был совсем большой, мама чуть поменьше ростом, а сынок малютка просто.

8. Лёгкий бег на носках (0,5 мин). Побежали наши дети всё быстрее и быстрей, не догонит косолапый…. Ну, давайте веселей!

9. Свободная ходьба.

Логопедическая разминка № 3

1. Свободная ходьба. На огород мы наш пойдём и овощей там наберём. Дорога коротка, узка,идём ступая мы с носка.

2. Ходьба в полуприсяде. Дождик, дождик, веселей, капай, капай не жалей. Только нас не замочи. Зря в окошко не стучи.

3. Ходьба приставным шагом вправо в полуприсяде. И по бордюру мы пойдём, и приседаем мы на нём, потом обходим деревца и пробежимся мы слегка.

4. Свободная ходьба. А что в нынешнем году в нашем выросло саду? Все мы вам покажем, обо всём расскажем.

Логопедическая разминка №4 «Медвежата»

1. Ходьба на носочка в среднем темпе, руки за головой. Мы весёлые ребята, наше имя медвежата. Любим лазать и метать, любим прыгать и играть.

2. Ходьба в глубоком приседе. Мишка шёл,шёл,шёл, землянику он нашёл. Он присел, попыхтел, землянику всю он съел.

3. Ходьба с высоким подниманием бедра, поворотом на 360 градусов. Мишка шёл, шёл,шёл, к тихой речке он пришёл, сделал полный оборот, через речку пошёл в брод.

4. Прыжки с продвижением вперёд. Мишка шёл, шёл,шёл,на лужайку он пришёл. Он попрыгал на лужайке быстро, ловко словно зайка.

5. Лёгкий бег на носках (0,5мин.)

6. Спокойная ходьба.

Логопедическая разминка№5.

1. Ходьба в полуприседе, хлопки по бёдрам. Вышли уточки на луг кря—кря- кря.

2. Лёгкий бег на носочках. Прилетел лохматый жук- жу- жу- жу.

3. Ходьба с перекатом с пятки на носок или с носках, руки назад. Гуси шею выгибают- га –га- га.

4. Прыжки с продвижением вперёд. А лягушки на болоте- ква- ква –ква.

5. Ходьба с высоким подниманием бедра, руки на поясе. Едем, едем на лошадке, цок- цок-цок! По дорожке гладкой, гладкой, цок- цок-цок.! В гости нас звала принцесса- цок-цок-цок! Кушать пудинг сладкий –цок-цок-цок!

6. Бег с захлёстыванием голени назад. Бей, бей барабан, помоги солдату. Если лопнет барабан, положи заплату.

7. Свободная ходьба под марш.

maam.ru

Смотрите также