Цель гимнастики после сна в детском саду

Главная » Детям » Цель гимнастики после сна в детском саду

Гимнастика после дневного сна в детском саду

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Добрый день! Скорей проснись! Солнцу шире улыбнись!

Такими словами приветствуем мы, воспитатели, просыпающихся детей. Подготовить организм ребенка к двигательной активности после сна, осуществляя плавный, естественный переход от состояния покоя к бодрствованию помогает зарядка в постели. Она создает положительный эмоциональный настрой, дает оздоровительно-закаливающей эффект.

Гимнастика после сна проводится воспитателем с детьми всех возрастных групп ежедневно после дневного сна. Она необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности; профилактики плоскостопия; закрепления навыков осознанного поведения, самомассажа головы, лица, рук, живота, ног, активизируя биологически активные точки.

Достичь максимальной двигательной и эмоциональной активности позволяют комплексы, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации. Дошкольники охотно перевоплощаются в разных животных, изображая их движения и повадки, с удовольствием выполняют упражнения и с предметами и без. Например, с поролоновым мячом, который на время превращается в снежок, или со звездами, вырезанными из упаковочной бумаги. А если предмет спрятать под подушку или в детскую обувь, то проведение зарядки начнется с сюрпризного момента.

Воспитатель сопровождает показ упражнений объяснением. Количество повторений каждого движения зависит от желания и физического состояния детей. Комплекс проводится в течение 5-7 минут. (Комплексы подобраны из методической литературы).

ПОТЯГИВАНИЕ

Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Потянутся, вытягивая позвоночник.

Тихо-тихо колокольчик позвени,

Всех мальчишек и девчонок разбуди.

Все проснулись, потянулись

И друг другу улыбнулись.

НАРИСУЙ РАДУГУ

Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.

Поднять правую ногу, нарисовать полукруг в воздухе слева направо и справа налево. Повторить то же левой ногой. Ноги в коленях не сгибать.

Что за чудо-красота,

Расписные ворота!

В небе радуга повисла,

Как цветное коромысло!

ГРОМ

Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища. Подтянуть ноги к груди, обхватить руками. Перейти в исходное положение.

По дорожкам пыль летит!

Гром грохочет, гром гремит!

Спрячемся от грома,

Громкого такого!

КОРАБЛИКИ

Исходное положение: лежа на животе, ноги вместе, руки под подбородком. Приподняться, прогнуть спину. Вытянуть прямые руки перед собой и покачаться.

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка

Веселый ручеек.

Запустим мы кораблики,

Бумажные кораблики,

И путь их так далек.

КИСОНЬКА-МУРЫСОНЬКА

Педагог произносит слова, дети выполняют движения.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Дети изображают кошку, свернувшуюся калачиком.

Киска, глазки открывай!

День зарядкой начинай!

Перекатываются с одного бока на другой. Лежа на спине, поднимают голову, затем поворачивают ее вправо-влево.

Захотела наша кошка

Когти поточить немножко.

Лежа на спине, поджимают согнутые ноги, подтягивая колени к животу. Подняв рук вверх, делают пальцами царапающие движения.

Потянула кошка лапки,

Убедилась: все в порядке.

Стоя на коленях и опираясь на ладони, дети поочередно поднимают выпрямленные ноги.

Кошка хвостиком махнет,

Поворачивают голову вправо-влево.

Спинку плавно разогнет.

 Прогибают и выгибают спину.

После разминки – надо подкрепиться,

Молока из блюдечка следует напиться.

Дети изображают, как кошка лакает молоко: стоя на четвереньках, сгибают руки и опускают голову и плечи.

Кошка умывается, лапкой утирается.

Сидят, скрестив ноги «по-турецки», и имитируют движения умывающейся кошки.

Чешется за ухом.

Может, это муха?

Муху надо бы поймать.

Не мешает пусть играть.

Приподнимаясь на коленях, выполняют хватательные движения руками, сначала медленно и плавно, затем более активно.

Со скамейки кошка – прыг!

И поймала муху вмиг!

ПРОСЫПАЛОЧКА-ЗАРЯЖАЛОЧКА

Педагог произносит слова, дети выполняют движения.

Глазки открываются,

Реснички поднимаются,                        Легкий массаж лица

Дети просыпаются,

Друг другу улыбаются.                        Поворачивают голову вправо-влево

Дышим ровно, глубоко

И свободно, и легко.                        Делают глубокий вдох и выдох, надувая и втягивая живот

Что за чудная зарядка –

Как она нам помогает,

Настроенье улучшает

И здоровье укрепляет.                        Растирают ладонями грудную клетку и предплечья

Крепко кулачки сжимает,

Руки выше поднимаем.                        Медленно поднимают руки вверх, быстро сжимая

 и разжимая кулаки.

Сильно-сильно потянись.

Солнцу шире улыбнись!                        Вытягивают руки, потягиваются.

Потянулись! Улыбнулись!

Наконец-то мы проснулись!

Добрый день!

Пора вставать!

Заправлять свою кровать.                Встают с кровати

nsportal.ru

Гимнастика после сна в старшей группе

Аня Мальцева
Гимнастика после сна в старшей группе

Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии дошкольника велика. Отдых в середине дня ему просто необходим В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.

.Но как помочь малышу проснуться в хорошем настроении и активно продолжать день?

Конечно же, провести бодрящую гимнастику после дневного сна! Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.

Систематически проводимая гимнастика после сна служит хорошим средством укрепления здоровья. Под мелодичную, тихую музыку дети просыпаются и выполняют упражнения в постели, повторяя каждое 3-4 раза. В таких упражнениях не должно быть резких движений. Это разные повороты, поглаживание рук, ног, разведение рук в стороны, сжимание и разжимание кистей рук, сгибание ног в коленях. Все упражнения должны выполнять поочередно «с головы до ног». После выполнения упражнений дети встают на массажный коврик и выполняют различные действия на нем.

Цель: пробудить организм, нормализовать сердечно - сосудистую, дыхательную системы, снять сонливость, вялость; укреплять здоровье детей.

Задачи:

• Повысить жизненный тонус

• Совершенствовать и развивать координацию движений;

• Укреплять опорно-двигательный аппарат;

• Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели, упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнастика, индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа, водные процедуры, дыхательные упражнения.

Эффективность

Как влияет бодрящая гимнастика на здоровье детей:

гимнастика пробуждения поднимает настроение, укрепляет нервную систему детей с психическим нарушением

• дыхательная гимнастика улучшает работу дыхательной системы, уменьшает риск заболевания дыхательных путей

• поглаживающий массаж укрепляет мышечный тонус, улучшает и усиливает физическое развитие

• коррекционные упражнения, ходьба по массажной дорожке для профилактики плоскостопия, сколиоза, исправления осанки.

Создать положительную эмоциональную атмосферу, т. к. настроение ребёнка может зависеть и от того, как они выспались, и от эмоциональной обстановки, которая создаётся нами (воспитателями) в группе, и от состояния здоровья ребёнка.

В функции воспитателя в организации бодрящей гимнастики после дневного сна входят:

- обеспечить гибкий двигательный режим.

температурный режим в спальне - не менее 16-18 градусов С.

обеспечить постепенное пробуждение детей.

Детям перенесшим ОРВИ – две надели отменить хождение босиком по полу.

Другие упражнения выполняются с учётом индивидуального самочувствия детей.

При нежелании ребенка проводить гимнастику его не беспокоить, тактично выяснять причину.

-Быть особо внимательными к ЧБД. и детям с НОД. С родителями таких детей иметь частые контакты и только после рекомендации врачей и с согласия родителей их включаем в эти мероприятия.

Используемая литература:

Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. – М.: Айрис-пресс, 2008.

Доскин В. А. «Растём здоровыми».

Остапенко. Л. В. «Оздоровительная гимнастика для дошкольниковПриложение

Комплекс№1 «Весёлый котёнок»

1. Лёжа в кровати. Тянем ручки, тянем ушки, ручкой облака достали, и немного выше стали.

2. Чтоб головку разбудить надо шейкой покрутить. Повороты головой вправо, влево.

3. «Велосипедисты» движения ногами, как будь-то езда на велосипеде.

4. А куда же делись ножки?

Одеяло мы подняли, сразу ножки побежали. Бег на месте.

Ходьба по коррегирующим дорожкам, обширное умывание.

Дыхательное упражнение. Улыбнулись, потянулись. Улыбку вдыхаем, капризки выдыхаем.

Комплекс №2 «Утята».

1. Наши ребята как утята отправляются купаться к озеру. Сгибаем ноги в коленях и поочередно потопаем ими по кровати 5 раз

2. На пути утятам попадается велосипедист. Лёжа, попеременное вращение ногами.

3. Дошли утята до железной дороги, видят дорога перекрыта шлагбаумом. (дети поднимают и опускают прямые ноги 5 раз).

4. Подошли утята к к озеру. А на озере растут цветы – лотосы (дети садятся в позу лотоса через стороны поднимают руки над головой, делают глубокий вдох). (3 раза)

Ходьба по коррегирующим дорожкам, обширное умывание.

Комплекс №3

1. Лёжа в кровати. Ноги длинные, короткие. Ноги выпрямили, согнули.

2. Лёжа в кровати на спине. «Ладушки»- соединяем ступни ног, разводим в стороны.

3. «Котята виляют хвостиком» стоя на четвереньках, повороты таза вправо, влево.

4. А теперь мы с вами зайки, из кровати вылезайка, становитесь босиком и попрыгайте легко.

5. Ходьба по коррегирующим дорожкам, обширное умывание.

6. Дыхательное упражнение. Носиком вдохнули, ротиком подули. Здоровье вдыхаем, болезни выдыхаем.

Комплекс №4 «Мышки»

1. Мышки глазки открывали и зарядку делать стали: моргание ресницами, поворачивая голову вправо, влево.

2. Мышки лапки поднимали, а потом их опускали. Поднимание и опускание прямых рук.

3. А потом они игрались на животике качались: лёжа на животе руки и ноги тянем вверх и выполняем качание на животе.

4. Дружно мышки все вставали. ловко, ловко прыгать стали.

Ходьба по коррегирующим дорожкам, умывание.

Дыхат. Упражнение. Мышки нюхают цветы: носиком вдохнули ротиком подули

Комплекс №5 «Солнышко»

1. Солнце смотрит нам в окошко, просыпайся поскорей. Поднять руки вверх помахать ими, показать что дети проснулись.

2. «Помашем солнышку» лёжа на спине. Руки в стороны, на грудь, вверх потрясти, в и. п.

3. «Поиграем с солнышком» поднимание ног и рук, задеть пальчики ног вернуться в и. п.

4. «Жуки греют лапки» дрыгание руками и ногами.

Ходьба по коррегирующим дорожкам, умывание. Дыхат. упражнение. «Ах!» вдыхаем носом, на выдохе произносим «Ах!» с задержкой дыхания.

Комплекс №6 «Кошечки»

1. «Кошечка, кошечка, выгляни в окошечко». Руку ко лбу (как будь-то смотришь в даль) и повороты головы вправо, влев

2. «Кошечки, кошечки покажите лапочки». Поднять руки в сто-роны, вверх, опустили.

3. «Кошечки, кошечки покажите хвостики» стоя на коленях по-вороты таза вправо, влево.

4. «Кошечки, кошечки попрыгай

те как зайчики» прыжки на двух ногах возле кровати.

Ходьба по коррегирующим дорожкам, обширное умывание.

Дыхат. упражнение. Носиком вдохнули, ротиком подули. Здоровье вдыхаем, болезни отпускаем.

Комплекс №7 Силачи.

1. Чтобы сильными стать, надо руки тренировать. Поднимать и опускать. Сжать кулак, поднять руки вверх, разжать опустить.

2. Чтобы ноги были сильны-ми будем их тренировать. Поднимание ног, руки прижаты к туловищу.

3. Повернулись на бочок, и свернулись все в клубок, как ёжики колючие.

4. А теперь все дружно вста-нем, становитесь босиком, и попрыгайте легко.

5. Ходьба по коррегирующим дорожкам, обширное умывание.

Дыхат. упражнение. Улыбнулись, потянулись. Улыбку

Комплекс №8. Паучки.

1.»Потянулись» лёжа на спине, руки вытянуть, 1.2.3. вернуться в исходное положение. 2. «Паучок устал» лёжа на спине, вытянуть руки ноги в стороны, потянуть на счёт 1,2,3 –вернуться в исходное положение. 3. «Плетём паутину» лёжа шагаем ногами, по кровати к средине и обратно, руки вдоль туловища. 4. «Плетём паутину» сидя, ноги разведены, ходьба ла-дошками по кровати. 5. Ходьба по коррегирую-щим дорожкам, обширное умывание.

дились в лесу» вдох но- сом, на выдохе говорим «Ааа-Ууу».

Комплекс №9 «Транспорт»

1. «Вертолёт» лёжа на спине одновременное скрещивание рук и ног.

2. «Паравоз» сидя на кровати, руки согнуты ноги тоже. Двигаемся на ягодицах вперёд, назад.

3. «Самолёты» стоя на коленях, руки в стороны. Повороты туловища и рук в право, влево

4. «Парашютисты» сидя на пятках, руки на коленях. Поднять руки вверх сомкнуть пальцы, опустить

5. Ходьба по коррегирующим дорожкам, обширное умывание. Дыхательные упражнение. «Самолёты»

Комплекс №10

1. «Потянулись»- лёжа на спине, руки вытянуть за голову, потянуться.

2. «Колобок»- лёжа на спине. На счёт 1,2,3, группировка (подтянуть колени к груди, обхватить) на счёт 4 вернуться в и. п.

3. «Рыбки»- лёжа на животе, руки под подбородком. На счёт 1,2,3, ноги развести в стороны, дрыгание. на счёт 4 вернуться в и. п.

4. А теперь все дружно встанем около кроватки, и попрыгаем легко на двух ногах.

5. Ходьба по коррегирующим дорожкам, обширное умывание.

Комплекс №11

1. Лёжа на спине. Шагание ногами по кровати к ягодицам и обратно.

2. Лёжа на спине. Согнуть колени, шлёпание ладошками по коленкам.

3 Сидя. Хлопки впереди и за спиной.

4. Стоя на коленях. Поворот вправо-улыбка, поворот влево- улыбка. (улыбнитесь друг другу).

5. Ходьба по коррегирующим дорожкам. Обширное умывание.

Дыхат. упражнение «Петушки» взмах руками вверх, вдох. Опускание рук, выдох со словом «Кукареку»

Комплекс№12

1. Лёжа на спине. Поднять руки, ноги и косание руками пальчиков ног.

2. Лёжа на спине. Обхватить руками ноги, покачаться.

3. Сидя поочерёдное поднимание рук и складывание их за голову.

4. Сидя в кровати, руки согнуты, ноги тоже. «Паравоз»- двигаемся по кровати на ягодицах, вперёд и обратно.

5. Ходьба по корегирующим дорожкам, обширное умывание.

Дыхат. упражнение. «Надуваем шарик, спускаем» Вдох, и медленное выдыхание с шипением.

maam.ru

Методические рекомендации по проведению гимнастики после дневного сна в ДОУ

Кастюнина Юлия
Методические рекомендации по проведению гимнастики после дневного сна в ДОУ

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.

Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.

Чтобы облегчить протекание процесса перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно включить музыку, раздвинуть шторы для поступления солнечного света, открыть форточку, обеспечив доступ в помещение холодного воздуха, выполнить комплекс физических упражнений на основные мышечные группы и, в заключение, принять водные процедуры с использованием либо холодной воды, либо чередуя холодную и теплую воду.

Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:

1. устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);

2. увеличить тонус нервной системы;

3. усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.

В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка.

Однако не стоит забывать о задачах профилактики простудных заболеваний и повышение устойчивости организма к природным воздействиям, которые решаются в процессе выполнения гимнастики после дневного сна. Если упражнения гимнастики после сна сочетать с воздействием различных температурных раздражителей (например, холодного воздуха или воды, поток импульсов в центральную нервную систему увеличивается весьма значительно. Совокупное действие физических упражнений и температурных влияний чрезвычайно эффективно ускоряет процесс пробуждения организма. Наряду с повышением возбудимости нервной системы действие водных процедур, свежего воздуха и солнца оказывают закаливающий эффект, увеличивая общую сопротивляемость организма и его устойчивость к различного рода заболеваниям.

В гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их можно и нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушения осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, пальчиковой гимнастикой, элементами психогимнастики, самомассажа, аутотренинга и т. д.

Пока дети спят, педагог создает условия для контрастного закаливания детей: готовит «холодную» комнату (игровую комнату); температура в ней с помощью проветривания снижается вначале на 3—5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой.

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

1. Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели — около 2—З минут.

2. Затем дети переходят в «холодную» комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют корригирующую ходьбу (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей — положением головы, спины, плеч, рук. Длительность этой части гимнастики — 2—З минуты.

3. Далее дети переходят в «теплую» комнату, где выполняют комплекс упражнений или несколько физкультминуток, направленных на профилактику нарушений осанки. Чтобы заинтересовать детей, можно использовать кубики, мячи, обручи, гантели, гимнастические палки, фитболы, а также такие упражнения хатха-йоги («Кошечка», «Дерево», «Рыба», «Кузнечик» и др.). Они выполняются в течение 2—З минут.

4. Затем дети вновь переходят в «холодную» комнату, чтобы выполнить комплекс упражнений дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Увеличивать дозировку дыхательных упражнений нужно постепенно от 0,5—1 до 5—7 минут. В противном случае у детей может наблюдаться головокружение и тошнота.

5. После этого дети под руководством воспитателя или его помощника выполняют водные процедуры (умывание, обширное умывание, обливание рук прохладной водой и т. п.).

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять не менее 12—15 минут.

Важно проводить в игровой форме все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику после дневного сна. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, одновременно решается несколько задач: оздоравливание детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — все это доставляет детям огромное удовольствие.

Комплекс гимнастики-пробудки после дневного сна в группе раннего возраста

В кроватках:

1) "Потягушечки"

2) "Все проснулись, потянулись и друг другу улыбнулись"

Глазки открываются, реснички поднимаются.

(Легкий массаж лица.)

Дети просыпаются, друг другу улыбаются.

(Поворачивают голову вправо - влево.)

Дышим ровно, глубоко и свободно, и легко.

(Делают глубокий вдох и выдох, надувая и втягивая живот)

Что за чудная зарядка - как она нам помогает,

Настроенье улучшает и здоровье укрепляет.

(Растирают ладонями грудную клетку и предплечья).

Крепко кулачки сжимаем, руки выше поднимаем.

(Медленно поднимают руки вверх, быстро сжимая и разжимая кулаки).

Сильно - сильно потянись. Солнцу шире улыбнись!

(Вытянув руки, потягиваются)

Потянулись! Улыбнулись!

Наконец - то мы проснулись!

Добрый день! Пора вставать!

Игровой массаж

"Ручки дружно растираем, потеплели, отпускеаем- растирание рук.

"Лобик дружно растираем, потеплел он отпускаем"- растирание лба.

"Бровки дружно растираем, потеплели, отпускаем"- растирание бровей.

"Носик дружно растираем, потеплел он, отпускаем"- растирание носа.

"Как у нашей дочки розовые щечки, также у сыночка розовые щечки"- растирание щек.

"Растираем шейку, шейку трите хорошенько"- растирание шеи.

"Растираем ушки, ушки на макушке"- растирание ушей.

Упражнение "Мы себя любим"

1- руки в стороны

2- руки скрестно на груди.

Ходьба по "Дорожке здоровья"

(корректирующая дорожка: пуговицы, декоративные камушки, мягкие шарики)

Комплекс ритмической гимнастики

(выполнять движения по тексту)

Мы топаем ногами

Мы хлопаем руками

Качаем головой

Мы руки поднимаем

Мы руки отпускаем

И прыгаем кругом

(Повтор 2 раза)

maam.ru

комплексы гимнастики после сна

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА

В нашем детском саду побудка является  важной составляющей микроцикла двигательной деятельности детей. Её оздоровительные цели:

-постепенное пробуждение ребёнка после дневного сна;

-поднятие мышечного и психического тонуса;

-создание хорошего настроения на вторую половину дня;

-закаливание организма ребёнка;

-профилактика нарушений осанки.

Основное содержание гимнастики после дневного сна общеразвивающие упражнения корригирующей и профилактической направленности.

В структуру гимнастики входят:

-разминка в постели,

-разминка на полосе препятствий или на тренажерах,

-ходьба и бег,

-восстанавливающая дыхание и пульс пауза,

-общеразвивающие упражнения,

-подвижные игры, танцы, релаксационные упражнения,

-водные закаливающие процедуры.

В отличие от утренней гимнастики, упражнения в побудке хорошо усвоены детьми, отрабатываем первый (базовый) комплекс.В дальнейшем его элементы по мере их освоения детьми постепенно изменяются.

Комплекс гимнастики после сна № 1.

1.И.п. - лежа на спине. Тянем левую ногу (пяткой вперед) по кровати, а левую руку - вдоль туловища на вдохе до максимального растяжения. Задерживанием дыханием, выдох, расслабление.

2.И.п. - лежа на спине. То же, что в упр. № 1 только правой ногой.

Цель: почувствовать удовольствие от напряжения, переходящего в расслабление, прочистка правого и левого энергетического канала.

3.И.п. - лежа на спине. Поглаживаем живот по часовой стрелке.

Цель:  улучшить работу кишечника.

4.И.п. - лежа на спине. Поглаживаем одну руку ладонью другой снизу- вверх, затем ладонью вниз и встряхиваем кисти рук.

Цель: возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук.

5.И.п. - сидя  по-турецки. Вращательные движения в области груди 5-6 раз по часовой стрелке  со звуком « ж-ж-ж-ж», затем 5-6 раз вращательные движения против часовой стрелки.

Цель: воздействовать на точки грудного отдела, чувствовать радость от звукового сопровождения.

6.И.п. - сидя  по-турецки. Развернув плечи, гордо поднимаем голову на вытянутой шее.

Цель: почувствовать радость от внутреннего ощущения красоты и гибкости

лебединой шеи.

7.И.п. - сидя  по-турецки. Ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз).

Цель: воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника.

8.И.п. - сидя по-турецки. «Расчесываем» пальцами, словно расческой, волосы.

Цель: воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток

крови.

9.И.п. - сидя по-турецки. Повороты головы в стороны, вверх, вниз.

Цель: почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений позвонков шейного отдела.

КОМПЛЕКС  ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА № 2.

1.И.п. лежа на спине. Тянем обе ноги (пятками вперед) по кровати, обе руки вдоль туловища. Задерживаем дыхание и медленный вдох через рот.

Цель: почувствовать удовольствие от напряжения, переходящего в расслабление   прочистка центрального энергетического канала.

2.И.п. - лежа на спине. Поглаживание живота по часовой стрелке, пощипывание, имитация движения   замешивания теста, снова поглаживание.

3.И.п. - лежа на спине. Поглаживаем область грудной клетки со словами: « Я милая (ый), чудесная (ый), прекрасная (ый)».

Цель: воспитывать бережное отношение к своему телу, учить любить себя,  воздействовать на биоактивные точки грудного отдела.

4.И.п. - лежа на спине. Поглаживаем одну руку ладонью другой снизу- вверх, затем ладонью вниз и   стряхиваем кисти рук.

Цель: возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук. Оказать благотворное воздействие на внутренние органы, вызвать ощущение легкости, радости.

5.И.п.- сидя по-турецки. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.

6.И.п.- сидя по-турецки. Поглаживаем ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин,  за ушами.

7.И.п. - сидя по-турецки « догонялки» - сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре,  «бегаем» по поверхности головы, пальцы обеих рук то сбегают, то разбегаются, то догоняют друг друга.

8.И.п. - поглаживаем лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко

постукиваем   по коже, словно уплотняем ее.

9.И.п.- сидя по-турецки. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против  часовой стрелки.

Цель: почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений позвонков  шейного отдела.

10.И.п. -  сидя по-турецки».  Поглаживание, пощипывание, растирание голени и бедра, делаем пасовые движения поочередно над каждой ногой, (надевая  воображаемый чулок),  затем снимаем его и сбрасываем, встряхивая руками.

11.И.п.- лежа на спине.  Подтянуть колени к животу, раскачиваться вдоль позвоночника.

Цель: улучшение кровообращения в ногах.

12.И.п.  - лежа на животе. Кистями рук выполнить за голени ног. Упражнение « качалочка» - приподнять голову, выпрямить   руки, согнуть ноги, прогнуться, назад касаясь головой пальцев ног.

Цель: развитие гибкости суставов, возникновение радости гармоничного движения.

Вдох:  приседаем с прямой спиной, пятки не отрываем от пола

Выдох: встаем с прямой спиной, напрягая ягодицы.

ОСТЕОПАТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

РАСТЯГИВАНИЕ НИЖНЕГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА (20СЕК)

А.Ложимся спиной на валик так, чтобы он проходил под нижними углами лопаток. Руки вытянуты за  головой. Расслабляемся полностью.

Б.Улыбаемся губами, глазами, всем лицом. Ощущение улыбки, радости, света разливается по всему телу.

«УМЫВАНИЕ»

Валик перекладываем под шею и затылочную область, шея прямая.

Растираем ладони до ощущения тепла.

«Умываем лицо»

Ладонями закрываем лицо, мизинцы соприкасаются, большим пальцем тянемся к мочкам ушей. Проводим ладонями по лицу вверх, назад за голову. При этом большие пальцы описывают круги вокруг ушей. Затем из-за головы переводим руки вперед на шею и соединяем их на груди.

«Умываем руки»

Обхватываем левую руку правой рукой снизу в районе мизинца и ведем   по внутренней поверхности от лучезапястного сустава к локтевому, к  плечевому  и к талии. То же повторяем с правой рукой.

«Умываем ноги»

Сгибаем правую ногу, ставим стопу на пол, на нее кладем голень согнутой левой ноги. Держим левый голеностопный сустав левой рукой, а правой растираем подошву. Затем нажимаем на основные  «корешки» (точки которые опираются на пол при стоянии  и ходьбе)-5 малых корешков  на подушечке каждого пальца и 4 больших корешка под большим мизинцем в  центре пятки и боковой корешок. Далее берем левую ногу правой рукой за голеностопный сустав с внутренней стороны и проводим рукой по внутренней поверхности от голеностопного сустава к коленному, к тазобедренному и разглаживаем  левую паховую складку.

«Умываем живот»

Делаем несколько кругов по животу по очереди  левой и правой руками (по  часовой стрелке)

ВЫТЯГИВАНИЕ В ДЛИНУ (3 мин)

Руки складываем в замок на животе, выпрямляем ноги, тянем носки.

Вдох: поднимем руки ладонями от себя, носки - на себя.

Выдох: Руки возвращаем на живот, тянем носки.

СИНХРОННОЕ, ПЕРЕКРЕСТНОЕ ПОЛЗАНИЕ (12 раз)

Поворачиваемся на живот и имитируем ползание на месте. Правую руку выдвигаем вперед, при этом голова поворачивается  вправо при этом (голову не поднимать) одновременно сгибаем левую ногу и левую руку. Повторяем  другой рукой и ногой по команде, дыхание свободно.

ПОДТЯГИВАНИЕ  НАИСКОСОК (6 раз)

И.п. сгибаем левую ногу, наружной поверхностью прижимаем ее к полу, левую руку вытягиваем за голову. Правая нога прямая, отодвинута чуть вправо, носок на себя и влево. Правая рука опущена вниз. Делаем вдох, выдох  тянемся левой рукой вверх, пяткой левой ноги – вниз. Приподнимаем правое бедро, чуть прогибаемся. Голова повернута к вытянутой вверх руке. Меняем положение  и тянемся в др. сторону.

ДИАФРАГМАЛЬНОЕ  ДЫХАНИЕ(7 раз)

И.п. - ноги сгибаем, все 9 корешков стопы плотно прижимаем к полу, ягодицы чуть напряжены, копчик приподнят, поясница выровнена. Вдох: раздуваем ноздри, диафрагма опускается, живот  надувается, поясница прижимается к полу.

Выдох: диафрагма поднимается,  живот втягивается, спина немного отрывается от пола.

ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ  ПОТЯГИВАНИЕ

И.п. стоим на четвереньках, позвоночник прямой, спина и голова - на одной линии (голову не поднимать и не опускать). Вытягиваем левую руку вперед и одновременно правую ногу назад, удерживаем положение 15 сек. Повторяем   другой рукой и ногой.

ВЫТЯГИВАНИЕ СТОЯ

И.п. Спина прямая макушкой тянемся вверх, поднимаемся на носки и тянемся вверх подбородок не задираем.

ВЫТЯГИВАНИЕ  ВО  ВРЕМЯ  ХОДЬБЫ.

Ходьба на носках. Макушкой тянемся вверх спина прямая руки  и плечи расслаблены, тянемся всем позвоночником вверх и чуть вперед. Ступаем легко, как будто плывем над землей. Ходьба на всей  стопе с приподниманием бедра спина прямая макушкой тянемся вверх

Подбородок в нейтральном положении, стопа расслаблена. Ступаем мягко , легко не слышно.

ХОДЬБА ПО МАССАЖНЫМ КОВРИКАМ

На полной стопе идем по массажным дорожкам. Выполнять упражнение можно с утяжелением взять в руки мешочки или другие предметы.

СИНХРОННОЕ, ПЕРЕКРЕСТНОЕ ПОЛЗАНИЕ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ

Встаем на четвереньках спина и голова расположены на одной линии одновременно поднимаем ладонь левой руки, и колено правой ноги также  одновременно опускаем их на пол.

ПРИСЕДАНИЕ (5 раз)

Стоим в паре, держась за руки, согнутые ноги расставлены. Вдох: приседаем с прямой спиной, пятки не отрываем от пола. Выдох: встаем с прямой сп

ной, напрягая ягодицы. 

Коррекционная  гимнастика после сна с элементами самомассажа

Для 2-ой младшей группы.

Комплекс №1 «Просыпающиеся котята»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто к вам приходил, когда вы спали? Отгадайте загадку:

Мохнатенькая, усатенькая,

Лапки мягоньки, а коготки востры. (Киска)

Воспитатель: Правильно, киска. Давайте  поиграем.

Кот решил котят учить,

Как же нужно лапки мыть,

Мы недалеко сидели,

Все движенья подглядели.

Дети выполняют движения по тексту.

Лапку правую потрем,

А потом ее встряхнем.

Вот и левой лапке тоже

Правой лапкой мы поможем.

Ушко левое свое,

Левой лапкой достаем,

Правое не забываем,

Лапкой правой умываем.

Проведем по шерстке лапкой,

Будет лобик чистый, гладкий.

Дальше глазки закрываем,

Каждый гладим, умываем.

Чистим носик осторожно.

Грудку нам разгладить можно.

Вот и чистые котята,

Вот и выспались ребята!

Комплекс  № 2.

Поднимайся, детвора!

Завершился тихий час,

Свет дневной встречает нас.

Мы проснулись, потянулись (потягивания)

Приподняли мы головку, (приподняли голову, повороты)

Кулачки сжимаем ловко. (сжимание-разжимание кистей)

Ножки начали плясать,  (движения стопами )

Не желаем больше спать.

Обопремся мы на ножки, (упр. "мостик" -приподнимание таза)

Приподнимемся немножко.

Все прогнулись, округлились,

Мостики получились.

Ну, теперь вставать пора,

Поднимайся, детвора!

Все по полу босиком,

А потом легко бегом.

Сделай вдох и улыбайся,

На носочки поднимайся.

Опускайся, выдыхай

И еще раз повторяй.

Ножки смело разминай- (ходьба на носках, пятках, внешней стор.)

Ходьбу выполняй.

Вот теперь совсем проснулись,

И к делам своим вернулись.

Комплекс  №3"Бегемотик".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали,

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Комплексы бодрящей гимнастики после сна для младшего возраста.

«Медвежонок косолапый»

 (зарядка выполняется лежа в постели)

Медвежонок косолапый

Спал в берлоге рядом с мамой

А когда весна наступила,

Медведица сына будила:

- Медвежонок, ты вставай

И зарядку выполняй!

Дети лежат на боку, свернувшись калачиком.

С боку на бок повернись,

И на спинку ты ложись.

Переворачиваются на другой бок, затем ложатся на спину.

Глазки сонные протри

И головку подними.

Кулачками протирают глазки, чуть - чуть запрокидывают голову назад, поднимая подбородок кверху.

Влево, вправо посмотри,

Лапки к солнышку тяни.

Повороты головы в стороны, руки поднять вверх.

А теперь скорей садись

И вперед ты наклонись.

Сели на кровати, наклонились, достали ступни ног руками.

Нужно лапки разминать,

 Чтобы  бегать и скакать.

Разминаем подошвы и пальчики ног.

А теперь пора вставать,

Из берлоги вылезать!

Встают, идут одеваться.

«Солнечные зайчики»

(гимнастика после сна с элементами массажа

выполняется сидя на кровати, ноги по - турецкие)

Встало солнышко с утра

 Соединяем кончики пальцев рук, изображая шар, поднимаем руки вверх.

Детям тоже встать пора!

Разводим руки в стороны.

Ручки к солнышку протянем,

С лучиками поиграем.

Руки поднимаем вверх, вращаем кистями «фонарики», смотрим на руки.

Вдруг сквозь наши пальчики

К нам прискачут зайчики.

Смотрим сквозь пальцы, слегка касаясь ладошками лица.

Солнечные, не простые,

Зато скачут как живые:

Изображаем зайчиков: руки в кулачки, указательный и средний пальцы вверх - ушки, пошевелим «ушками».

По лобику к височкам,

По носику, по щечкам

По плечикам, по шейке,

И даже по коленкам!

Легко постукиваем кончиками пальцев

Ладошками мы хлопали

И зайчиков хватали,

Хлопаем в ладошки,

Хватательные движения

Но к солнышку лучистому

Зайчишки ускакали!

Руки поднимаем вверх, пальчики «растопыриваем»,  вращаем кистями.

«Мы проснулись»

(выполнять сидя на кровати, ноги по-турецки)

Наконец - то мы проснулись,

Протирают глаза кулачками.

Сладко, сладко потянулись,

Потягиваются.

Чтобы сон ушел, зевнули,

Зевают.

Головой слегка тряхнули.

Покачивают головой из стороны в сторону.

Плечи поднимали,

Поднимают плечи.

Ручками махали,

Руки перед грудью, «ножницы».

Коленки сгибали,

Согнуть ноги в коленях.

К груди прижимали.

Обхватить руками ноги, прижать.

Носочками подвигали,

Носки на себя, от себя поочередно.

Ножками подрыгали.

Вытянуть ноги, потрясти ими.

Не хотим мы больше спать

Пальчиками или ладошками показать.

Будем весело играть

Хлопки в ладоши.

Малыши - крепыши

(выполняется стоя около кроваток)

Малыши - крепыши

вышли по - порядку.

Шагаем на месте

Малыши - крепыши

Делают зарядку.

Руки -  в стороны, сгибаем руки в локтях.

Руки вверх, руки вниз,

Дружно наклонились.

Поднимаем руки вверх, опускаем, наклон вниз, коснуться коленок.

Еще раз, еще раз,

Ровно распрямились.

Повторить, выпрямиться.

Влево, вправо поворот -

В стороны посмотрим.

Повороты в стороны.

Еще раз, еще раз,

В стороны посмотрим.

Повороты в стороны.

Вот так, вот так

Дружно мы шагаем!

Ходьба на месте.

Вот так, вот так

Дружно подрастаем!

Встать на носки, руки вверх, потянуться.

nsportal.ru

Гимнастика после дневного сна

Наталья Мазурина
Гимнастика после дневного сна

Слайд №1, 2 Я не боюсь ещё раз повторить:

Забота о здоровье-

это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей

Зависит их духовная жизнь,

Мировоззрение, умственное развитие,

Прочность знаний, вера в свои силы

В. А. Сухомлинский

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы.

В связи с этим в настоящее время принимаются меры для изменения ситуации: разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления в соответствии с ФГОС. Одной из таких форм является гимнастика после сна.

Значение гимнастики после дневного сна.

Слайд №3 Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер. К сожалению, в наше время многие бодрящую гимнастику после сна предают забвению, не признают ее потенциала в оздоровлении дошкольников и используют лишь с целью постепенного перехода ото сна к бодрствованию (что, конечно, тоже немаловажно). В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность.

В связи с тем, что когда группу посещает 20-30 детей, на практике трудно осуществить эффективное закаливание детей во время гимнастики после сна, с учетом предъявляемых требований. Об индивидуальном подходе при проведении закаливания не может и идти речи. К примеру: один ребенок регулярно посещает детский сад, другой – часто болеет, третий перешел из другого детского сада, где не проводилось регулярное закаливание, четвертый - вышел ослабленным после перенесенного заболевания и т. д. Если не учитывать индивидуальных особенностей детей, нарушаются принципы систематичности, последовательности по отношению к каждому конкретному ребенку в соответствии с требованиями ФГОС. Поэтому в гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, упражнениями для глаз, пальчиковой гимнастикой, психогимнастикой, самомассажем и т. д. Гимнастика после сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс гимнастики не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышает настроение, самочувствие и активность ребёнка, тонус центральной нервной системы и увеличивает общую сопротивляемость организма.

Основными задачами проведения гимнастики являются:

Слайд №4

1) устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.);

2) увеличить тонус нервной системы;

3)усилить работу основных систем организма (сердечнососудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других);

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок.

В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам.

После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка, что соответствует требованиям современной ФГОС.

Методика проведения

оздоровительной гимнастики после дневного сна.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Основные этапы проведения гимнастики после дневного сна:

Слайд №5

1)разминка в постели и самомассаж;

2)гимнастика игрового характера;

3)гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса;

4)пробежки по массажным дорожкам.

Пока дети спят, педагог готовит условия для проведения гимнастики после сна:

1. заранее приносит спортивный инвентарь, который помогает подобрать инструктор по физическому воспитанию, даёт рекомендации по методике выполнения упражнений.

2. проветривает групповую комнату, избегая сквозняков.

3. подбирает музыкальное сопровождение.

4. готовится материал для сухого обтирания

Слайд №6 Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. Пробуждение – является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка.

Разминка в постели.

Слайд №7 С этой целью после дневного сна проводится гимнастика в постели, она направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Дети, лежа в постели на спине, откинув одеяла, выполняют 5—6 упражнений общеразвивающего характера.

Слайд №8 Главное правило - это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Гимнастика после дневного сна также является закаливающей процедурой.

Слайд №8 Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Так же в эту часть гимнастики можно включать гимнастику игрового характера, которая состоит из 3—6 имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц, животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «гимнаст», «петрушка», «цветок» и т. д.)

Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут.

Затем, если в условиях ДОУ есть условия, дети переходят в холодную комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприсяде, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты. К сожалению, в нашем детском саду нет условий для перехода в холодную комнату, поэтому воспитатели сдвигают столы для увеличения площади свободного места и эта часть гимнастики проводится в одной хорошо проветриваемой комнате.

Пробежки по массажным дорожкам.

Слайд № 10 Далее дети переходят в теплую комнату, где выполняют комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки. Эти упражнения проводятся не менее двух раз в неделю по 5—7 мин. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др.). Вначале дети идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег, бегут в среднем темпе 1—1,5 мин и переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями. Дети так же занимаются в одних трусиках, босиком.

Слайд № 11Затем выполнить комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей. Однако именно эта часть гимнастики обычно вызывает трудности у детей, поэтому эту часть гимнастики проводит инструктор по физическому воспитанию, так как педагоги склонны ограничиться выполнением одного-двух упражнений в течение нескольких секунд. Отдельные упражнения, безусловно, не принесут вреда, но наибольший оздоровительный эффект достигается только при достаточном длительном выполнении дыхательных упражнений. Дозировку их нужно увеличивать постепенно от 1 до 3-4 минут.

Затем инструктор по физическому воспитанию проводит индивидуальную или дифференцированную оздоровительную работу с нуждающимися детьми. В это время остальные дети с воспитателем проводят водные процедуры: умывание, сухое растирание махровой варежкой.

Длительность гимнастики после дневного сна может быть от нескольких минут до нескольких десятков минут.

Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья и индивидуальными биологическими ритмами организма. Не рекомендуется применение в гимнастике после сна силовых упражнений и упражнений на выносливость.

Важно проводить в игровой форме все оздоровительные мероприятия, в том числе и гимнастику после дневного сна. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения. Таким образом, одновременно решается несколько задач: оздоравливание детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — все это доставляет детям огромное удовольствие. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять частично.

Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастики, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня, что является одной из главных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Проведение гимнастики после сна показывают положительные результаты, которые отмечаются уже на второй неделе. Последующая диагностика эмоционального состояния детей во время сна выявляет изменение их отношения к дневному сну: с негативного на нейтральное и позитивное. На этом фоне у дошкольников наблюдается значительное снижение уровня общей тревожности.

Проведение оздоровительной гимнастики целесообразно с раннего дошкольного возраста. Тогда у детей будет вырабатываться позитивная установка на засыпание, что снимает ряд психологических проблем, связанных со сном, и поможет воспитанникам полноценно отдыхать в детском саду. Слайд № 12

maam.ru

Сюжетная гимнастика после дневного сна «Котята» в средней группе

Людмила Сандалюк
Сюжетная гимнастика после дневного сна «Котята» в средней группе

Сюжетная гимнастика после дневного сна «Котята» в средней группе.

Цель: Закаливание с целью профилактики простудных заболеваний.

Задачи: Продолжать развивать умение соотносить слова с действиями.

Формировать умение выполнять правильно упражнения дыхательной гимнастики. Развивать умение взаимодействовать друг с другом при выполнении тактильных упражнений.

Пока дети спят, педагог готовит условия для контрастного закаливания детей: в спальном помещение открываются окна на такой промежуток времени, чтобы к концу дневного сна температура воздуха достигла 16-18 градусов.

В 15.00 дети просыпаются со звуками плавной музыки, громкость которой медленно нарастает, раскрывают одеяла и, предварительно сходив в туалет, лежа в постели, выполняют физические упражнения такие как:

1. Пробуждение.

Наши котики проснулись

И в кроватках потянулись. (движения по тексту)

Лапки к верху поднимают,

Спинки ловко прогибают. (руки вверх, прогиб спины в положение лежа. 3-4 раза)

Лапкой мордочку умыли. (сидя ноги вытянутые, растираем лицо)

И головкой покрутили. (головой движение вправо, в лево. 4-5 раз)

Наклонились низко, низко

Наши маленькие киски. (наклоны в перед, достаем до носочек)

Ножки быстры у котят

Бегать. Шустрые, хотят. (лежа на спине ноги по очереди подгибаем к груди)

Не удержишь, побежали,

И нисколько не устали. (то же движения, в ускоренном темпе)

2. Профилактика нарушения осанки в комплексе с дыхательной гимнастикой.

«Поза сердитой кошки»- стоя на четвереньках, спина прогибается в низ, голова в верх, делаем глубокий вдох через нос. Затем голову прижимаем к груди, спина в дугу, резкий и максимальный выдох через рот, со звуком –Ш,ш,ш. 10-15 сек.

«Поза доброй кошки»- Стоя на четвереньках, виляем бедрами. Спина максимально прогнута. 10-15 сек.

«Кошка царапушка»- Сидя на пяточках, локти максимально назад, лопаточки вмести, пальцы растопырены как когти у кошки, на вдохе. Далее, на выдохе, руки резко вперед, и произносим звук – ф,ф,ф,р. 10-15 сек.

«Кошечка зевает»- Сидя на пяточках, голову тянем на верх, глубоко вдыхаем носом, и при этом поднимаем руки. Руки опускаем и зеваем-мяукаем. 10-15 сек.

Затем дети встают, остаются в одних трусиках и маечках с босыми ногами и 1-1,5 минуты выполняют ряд движений с умеренной нагрузкой в холодном помещении.

3. Профилактика плоскостопия «Веселый зоосад».

«Танцующий верблюд»- ноги прилипли к полу, отрываем только пяточки от пола по очереди.

«Забавный медвежонок»- стоя на наружных краях стоп, руки на поясе, ходьба поворачивая ноги вовнутрь.

«Резвые зайчата»- стоя, ноги вмести, руки на поясе, подскоке на носочках. До 16 раз.

1. Массаж спины «Дождик».

Дождик бегает по крыше, бом-бом, бом-бом

По веселой, звонкой крыше, бом-бом, бом-бом! (встаем д/за/д и ладонями поглаживаем спину соседа)

Дома, дома посидите, бом-бом, бом-бом

Никуда не выходите, бом-бом, бом-бом. (постукиваем пальцами по спинам впереди стоящих)

Почитайте, поиграйте, бом-бом, бом-бом.

А уйду, тогда гуляйте, бом-бом, бом-бом! (постукиваем кулачками)

Повторяем еще раз, повернувшись на 180 гр.

Затем следует пробежка в “теплую” комнату, где температура воздуха составляет 22-24 градуса.

Количество перемещений из одной комнаты в другую 5-6 раз с пребыванием в каждой по 1-1,5 минуты. Перебежки из “холодной” комнаты в “теплую” мы проводим в виде игр “Самолетики”, “Перелетные птицы” и других. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна составляет 12-15 минут (для старших дошкольников). Таким образом, такая форма двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. Проводится такая гимнастика приоткрытых фрамугах.

Заканчивается оздоровительная гимнастика после дневного сна: умыванием прохладной водой и полосканием горла (кипяченой водой комнатной температуры)в целях профилактики заболеваний носоглотки.

Сюжетная гимнастика после дневного сна «Котята» в средней группе

maam.ru

«Методика проведения бодрящей гимнастики после сна в ДОУ»

Симонова Инна Петровна

Опубликовано 29.01.2017 - 11:53 - Симонова Инна Петровна

«Методика проведения бодрящей гимнастики после сна в ДОУ»

rekomendatsii_dlya_roditeley._bodryashchaya_gimnastika_posle_sna.ppt 970 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

nsportal.ru

Смотрите также